Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

Битва за Валаам: карельские ученые о проблеме охраны культурного наследия Валаамского архипелага. 1.

Валаам. Бесконечно мучительная боль не только для граждан Республики Карелия, но и для всех тех, кто побывал на островах, прикоснулся к этому Чуду Природы, проникся тамошней атмосферой. Очень печальная история в современной России...

«Битва за Валаам»: карельские ученые о проблеме охраны культурного наследия Валаамского архипелага. Часть 1. Глеб Яровой «7x7» 02.05.2017.

«Господь отвернулся от Валаама», или заповедные острова под знаком «VS»

Ровно год назад, 1 мая 2016 года, на острове Валаам сгорело здание-памятник «Зимняя гостиница» — многоквартирный жилой дом с государственным жилищным фондом в 55 квартир и поселковой школой. На тот момент в нем жили те, кто отказался покидать остров под давлением вернувшегося на Валаам четверть века назад монастыря. По большей части это были представители валаамской интеллигенции — местные предприниматели, учителя и исследователи, бывшие сотрудники музея-заповедника. Среди них были и нынешние сотрудники Природного парка «Валаамский архипелаг», которые перезимовали с семьями в офисных помещениях, потому что осенью 2016 года сгоревшую Зимнюю закрыли на реконструкцию.

Монастырь, поддержанный карельскими чиновниками, воспользовался «своевременным» пожаром и по суду переселил большинство жильцов Зимней в новые квартиры на материке. Строительство этих квартир для переселенцев шло без огласки, фактически тайно. Стройку лично курировал экс-глава Карелии Александр Худилайнен. О ней стало известно в день пожара, когда людям сказали: «Теперь надо уезжать с острова, квартиры готовы!».

С 1 июня 2017 года Министерство природопользования и экологии Карелии ликвидирует Природный парк. Еще в начале 2000-х годов Валаамский архипелаг имел заповедный статус уникальной исторической и природно-ландшафтной территории Карелии и России. Фактически государство отказалось от своих конституционных обязанностей — защищать права своих граждан, природные и историко-культурные ценности.

— Государственная культурная политика в отношении Валаама — это политика самоустранения, отказа от государственной ответственности за памятники, в частности — от исполнения федерального закона «Об объектах культурного наследия...». Неизбежно следуют разрушения, — утверждает археолог Андрей Спиридонов.

— Посмотрите на пожары последнего десятилетия: сначала сгорела Летняя гостиница, потом дважды горела Зимняя. А ведь до передачи зданий-памятников монастырю они не горели никогда за 160 лет. То есть вместо научного мы получили какое-то бандитское сопровождение программ развития уникальной исторической территории Валаама, — поддерживает коллегу историк Олег Яровой и продолжает: — Видно, в монастыре что-то не так, если уж и [игумен монастыря] епископ Панкратий на Пасху [2016 года] сказал своим монахам: «Господь отвернулся от нас...».
Collapse )

Кому достались Сампсониевский и Смольный соборы. Ксения Клочкова. «Фонтанка.ру» 24.04.2017.

В феврале этого года мы обсуждали с активистами (противниками передачи Исаакиевского собора) возможную процедуру. Разумеется, ежели это бесчинство гипотетически состоится. Зная, что юридические аспекты рейдерского, скажем прямо, закона № 327-ФЗ отрабатывала со стороны РПЦ МП Ксения Чернега, равно как и "шаблонный" механизм оформления, а также некоторую предысторию уже состоявшихся передач Смольнинского и Сампсониевского соборов, я посоветовал коллегам изучить уже выпущенные документы на сей счет, ибо передача Исаакия будет проходить в том же ключе. То есть с отсутствием какой-либо ответственности РПЦ МП за сохранность культурно-исторических ценностей. А сам собор будет передан очередной конторе а-ля "Рога и Копыта" не имеющей никакого финансового подкрепления, деловой репутации и, возможно, содержащей в числе своих учредителей давно умерших граждан и лиц с сомнительным прошлым.
Ну вот, не легитимные активисты, так нардеп Максим Резник и «Фонтанка» озаботились этой проблематикой и накопали толику интересных сведений. Не всё, конечно, но всё же. Для начала неплохо. И, главное: в этом деле весьма важно, что таковое расследование ведут не авантюристы, не политические проходимцы, а совершенно законопослушные граждане
(облеченные властью) и легальные СМИ. Глядишь, так и правоохранители подключатся.
В развитие:

Объект наследия Сампсониевский собор передали не РПЦ, а частной конторе а-ля "Рога и копыта"
Мордовский рынок в Сампсониевском соборе.
Чем живет сегодня Сампсониевский собор, недавно лишившийся статуса музея?

Какие законы мешают передать Исаакиевский собор церкви. Антон МУХИН. «Город-812» 25/04/2017.

Разумеется, в расследовании просто не могла не всплыть главный юрист-рейдер РПЦ МП Ксения Чернега, снова попытавшаяся объяснить свой просчет, не позволяющий в полную силу использовать рейдерский потенциал закона № 327-ФЗ, на чем была ранее поймана нардепом Оксаной Дмитриевой, отсылом к ложным (неприменимым в конкретном примере) нормам  Об этом и о Чернеге ранее: Исаакий. Корпорация РПЦ МП как ненадежный партнер. Имущественные отношения.

Статья «Фонтанки»:
Collapse )

Кто нас поучает про изгнание торговцев из Храма или Не дом Божий, а вертеп торговли...

По мотивам-откликам на проповедь митрополита Варсонофия (Анатолия Судакова), произнесенную в Исаакиевском соборе 09.04.2017. Одной и линий коей была полу-аллюзия на сюжет об изгнании торговцев из Храма и о карах им.
В развитие:
Исаакий. P.P.S. Ко вчерашнему. Ядерный чемоданчик? Кто нас поучает про изгнание торговцев из Храма
Исаакий. P.S. Ко вчерашнему. "Перед проповедью лучше почитать о том, что будешь говорить"...



Взято у достопочтенного многоуважаемого отца Валентина (kalakazo) в Не дом Божий, а вертеп торговли...
В продолжение темы "Несите пенязи мене..."

«Жители СПб – об эффективности рабов Варсонофия:

"О его церкви и его универмагах. Зашла в прошлую субботу в Сампсониевский — половина небольшого собора — прилавки, прилавки, прилавки с афонскими винами, мазями от всех болезней и пр. как там сказал Варсонофий? Урок в том, что дом Божий должен оставаться домом Божиим, а все остальное – приложение", А приложение — это ба-а-а-а-альшой универсальный магазин. Как в Казанском — несколько ларьков, особенно впечатляет тот, что в центре зала — длинненький..."».

http://kalakazo.livejournal.com/1872956.html?thread=41065276#t41065276

В музей Исаакиевский собор прибывают именитые гости, а Сампсониевский - уже "на церковной панели"...

Профессор истории, ныне президент Исландии приехал в Питер и сразу посетил Исаакий. Ученый-историк, работавший в таких научных центрах, как Уорикский университет, Университет Исландии, Лондонский университет королевы Марии, Боннский университет и, кстати, знающий русский язык, вряд ли приезжал туда, чтобы помолиться. Это к вопросу о значимости Исаакия, как объекта всемирного культурного наследия, символа величия державы. Объекта первостепенно сакральной, а не культовой (религиозной) ценности.

Президент Исландии приехал в Исаакий. 31.03.2017

Очевидцы утром 31 марта увидели президента Исландии Гвюдни Йоуханнессона входящим в Исаакиевский собор в Петербурге. Накануне тот встречался в Архангельске с президентом России Владимиром Путиным.

Информацию о визите президента «Фонтанке» подтвердили в самом музее. О дальнейшей культурной программе лидера Исландии в Северной столице РФ пока ничего не известно.

Ранее политик принимал участие в Международном форуме «Арктика — территория диалога», который проходил в Архангельске с 29 по 30 марта. Там Йоуханнессон встретился с президентом России Владимиром Путиным и главой Финляндии Саули Ниинистё.



А вот, кстати, как поживает еще один объект культурного наследия, недавно переданный РПЦ МП. Что-то туда теперь не рвутся, не то что именитые персоны или хотя бы обычные скромные туристы, - даже православных верующих туда теперь уже зазывают такими вот нетрадиционными (для Православия) методами. "Православные билборды", а? Дожили! Что дальше?
Попов с кадилами да хоругвями подле собора поставят, аки зазывал да швейцаров у дверей казино?


Взято у достопочтенного многоуважаемого отца Валентина (kalakazo) в На церковной панели...

Новый коммерческий ход от настоятеля Сампсониевского собора Серафима Шкредябилборды на церковной панели:
"Чем же таким выделяется православный С. Шкредь от других настоятелей города? Ведь не билбордами о храме? Билборды это лишь последствия чего-то другого. Чего? Какой-то сугубый налог в епархию, заставившим его идти с билбордами о храме на панель?"


Открытое письмо Президенту Российской Федерации от коллектива СПБ ГБУК «ГМП «Исаакиевский собор»

Надеюсь, что это очень взвешенное Обращение коллектива музея будет услышано и понято адресатом.

Взято у многоуважаемого друга Елены, сотрудницы Музея (the_morning_spb) в Открытое письмо Президенту Российской Федерации от коллектива СПБ ГБУК «ГМП «Исаакиевский собор»

Открытое письмо Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину от коллектива СПБ ГБУК «ГМП «Исаакиевский собор»

Уважаемый Владимир Владимирович!

Коллектив Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» глубоко озабочен ситуацией, сложившейся в связи с готовящейся передачей Исаакиевского собора РПЦ и, как следствие, фактической ликвидацией всего музейного комплекса.

Обеспечение сохранности такого сложного объекта, каким является Исаакиевский собор, возможно только при системном подходе с участием большого числа специалистов разного профиля.

Музей успешно осуществляет функции уже более 80-ти лет. Первоочередным предметом нашей постоянной заботы является сохранение сложнейших инженерно-архитектурных конструкций и уникального декора интерьера с монументальной живописью, мозаикой и декоративной скульптурой.

Наиболее уязвимой (в случае передачи здания РПЦ) окажется монументальная живопись центрального свода и подкупольного пространства. Это шедевры русской живописной школы академиков Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова и других. Из-за сложности климатических условий Санкт-Петербурга работы по наблюдению, консервации и реставрации объекта не прекращаются ни на один день. Ежегодно только на реставрацию живописи Музей тратит от 80 до 100 млн. рублей из средств, полученных от уставной деятельности.

На протяжении последних двух десятилетий СПБ ГБУК ГМП «Исаакиевский собор» не получает дотаций из государственного бюджета и полностью обеспечивает содержание и реставрацию памятников, находящихся в управлении Музея.

В случае передачи здания собора РПЦ и ликвидации государственного музея средства на содержание и реставрацию памятника необходимо изыскивать в бюджете Санкт-Петербурга.

Профессионально организованная работа музея позволяет не только принимать в Исаакиевском соборе свыше 2,5 миллионов туристов в год, но и безвозмездно на протяжении 20 лет обеспечивать проведение ежедневных утренних, вечерних церковных служб, а также всех праздничных служб с участием Патриарха и митрополитов.

В 2016 году в соборе прошло 640 богослужений, которые посетили 18 тысяч человек (0,1 % общего числа посетителей музея).

После завершения строительства собора в 1858 году, Священный синод просил императора Александра II передать Исаакиевский собор в его ведение. На запрос Синода Александр II наложил следующую резолюцию: «Собор является крупным памятником государственного достояния, на который истрачено казною свыше 23 миллиона народных денег и 40 лет труда, а потому и забота о поддержании и сохранении его в должном порядке естественно должна быть в руках правительства».

Для сравнения: Аляска в 1867 году была продана в два раза дешевле, за 11 миллионов рублей.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.09.2012 за № 1646 Исаакиевский собор в числе других объектов федерального значения был передан в собственность Санкт-Петербурга. Сегодня Администрация города в лице Комитета имущественных отношений принимает решения, которые создают угрозу состоянию уникального памятника архитектуры, являющегося объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Руководству музея отдаются устные распряжения, противоречащие друг другу и законам Российской Федерации.

Культурное сообщество понимает серьезность происходящих событий и активно поддерживает Музей. Положение, в котором сегодня находятся Музей и сам Исаакиевский собор, вызывает непонимание и озабоченность не только у петербуржцев, но и у многих россиян.

Прежде всего потому, что существующий и сберегаемый сегодня за счет самостоятельно заработанных Музеем средств уникальный памятник Российской Истории и Культуры передается в безвозмездное пользование некоммерческой организации (РПЦ), существующей на пожертвования, т.е. не имеющей известного бюджета. В этих условиях расходы на сохранение и реставрацию Собора возлагаются на плечи налогоплательщиков (бюджет Санкт-Петербурга), т.к. город остается его собственником.

При этом механизм взаимодействия «безвозмездного пользователя» и «собственника» законом № 327 ФЗ от 2010 г. не определен и в сложившийся ситуации трактуется по простой формуле: «пользуемся мы – платите вы».

Господин Президент!

Из средств массовой информации нам известно, что Правительство Санкт-Петербурга, без согласования с Вами, готовит «праздничную» передачу Собора РПЦ в ускоренном порядке к 16 апреля 2017 года. Формально оно вправе самостоятельно принимать такое решение, но в данном случае вопрос стоит не о городском, а общенародном достоянии! Все эти действия производятся с грубейшими нарушениями норм действующего законодательства!

Обращаемся к Вам не только как к Гаранту Закона, но и как к коренному ленинградцу, знающему наш общий город изнутри!

В сложившейся ситуации с Исаакиевским собором, связанной с неоднозначностью трактований закона № 327-ФЗ от 2010 г., просим Вас приостановить его действие до рассмотрения, обсуждения и принятия решения об особенностях его применения в отношении объектов, используемых государственными учреждениями в культурных целях, в том числе относящихся к категории объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.


Обращение принято на общем собрании коллектива Музея 28 марта 2017 года единогласно.

Присутствовало: 322 работника.

Источник

Исаакий. В предчуствие нашествия вандалов. Что имеем – то не храним...

Взято у достопочтенного многоуважаемого отца Валентина (kalakazo) в Что имеем – то не храним...

Еще одна возможная инспекция для "недреманного ока"
и защитников Исаакия от попо-вандалов –
в Спасо-Преображенский собор".

"О "Брындинском соборе"...
4 декабря, 2016

Один из попо-респондентов культурной столицы матушки России,
попросивший не открывать его честного имени,
пишет о так называемом "Брындинском соборе":

"Доброго времени суток, дорогой дедулькин kalakazo.

Немного о Спасо-Преображенском Соборе.
Уже чуть более чем два года длиться пребывание мордовско-саранского десантера Николая Брындина в Преображенке. Деградация прославленного собора, как говориться, налицо. В царском соборе темно-зеленые ковры, может, конечно, в угоду патриарху, хотя всегда были бордовые, как и во всех наших соборах и дворцах. Собор практически не освещается-нет денег, наверное, на электричество, в храме полный МРАК. Но мрак не только в прямом, но, к сожалению, и духовном смысле. От прежней соборной жизни, существовавшей при отце Николае Гундяеве, остались только "рожки да ножки". Затеяв, в самом начале своего пребывания настоятелем, сломал туалет у алтаря - не благоговейно и неблагочестиво. Стал вести несанкционированные работы в подвале, так что грунтовые воды текут ручьями. А собор, как и большинство зданий Петербурга стоит на сваях мореного дуба, вбитых в болотистый грунт, и если нарушить гидроизоляцию, фундамент времен Елисаветы поведет, и здание начнет разрушаться. Во время ВОВ и блокады возле собора разорвалась авиабомба, и здание имеет трещину, поэтому разрушение может начаться очень интенсивно. Сломав у алтаря туалет, принялся за шкафы между пределами алтаря, которые стоят с 1850 года и построены по проекту архитектора Львова, которому оный заказал В.П.Стасов. Шкафы темного дуба Брындин хотел вовсе убрать,но передумал, решил их выкрасить белой краской. Слава Богу, полностью затею не осуществил (может быть пока),но внутри сломал таки перегородки и вырастил их белой краской. А шкафчиками этими в качестве гардероба пользовался и отец, и брат Его Святейшества! Да многие известные священники, служивший в сем храме.
Collapse )

отсюда

Варсонофий Судаков опять "отмочил". Худому танцору всё ещё туфли мешают кадриль отплясывать?

Суть - в выделенной жирным шртфтом цитате из "Слова после Всенощного бдения в храме Святой Троицы в Красном Селе" Варсонофия.  В канун дня памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, 7 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Святой Троицы (гарнизонном) в Красном Селе. Внимательные слушатели обратили внимание на "инновационное" понимание митрополитом Судаковым Евангельского Учения. Чем он и поделился в своем Слове с аудиторией. Как едко заметил, на счет этаких инноваций сегодня дьяк Кураев:

"...Если молитва "не доходит" до Бога из-за неблагочестия соседей, то, наверно, тем более она будет забанена из-за собственного неблагочестия самих священников. Правда, такой вывод трудно совместить с евангельским рассказом: Таинство Спасения совершилось на Голгофе - на том месте, где и до Жертвы Искупителя, и после нее совершались весьма неблагочестивые действа..."

И ведь действительно! 25 лет молитва из Исаакия явно доходила до Бога. В соборе царила союзническая атмосфера светского и церковного, ощущалась Благодать и ничто не мешало. С приходом новых людей всё изменилось, а Благодать исчезла. Как видим, Варсонофий Судаков тоже ощущает какой-то дискомфорт. Но до него пока явно не дошло, в чем дело. И он ошибочно, полагаю, и говорит неразумное...


Взято у многоуважаемого друга Елены (borodinaelena): Исаакиевский Собор. Открытие РПЦ "второго фронта"...


Два года митрополит Варсонофий ждал, когда же Исаакий Далматский "приползёт" к нему на "коленях", с просьбой, да забери же меня у этих "музейщиков".
Не дождался!
Многоходовка "колхозника" Варсонофия, включая, Шкредя, ИсаЕва, крестные и крестно-детские ходы-хоры, подключение Патриарха, Медведевых, Полтавченко и "обслуживающего" персонала", не удалась!
И, теперь, сам, митрополит Варсонофий, 9 апреля 2017 года, на Вербное воскресение, будет "ползти" в Исаакиевском Соборе, возглавляя... детский крестный ход!

Слушаем и смотрим с 3.40. https://youtu.be/fcvqppwyuuQ

Митрополит Варсонофий: "У нас многие храмы ещё нам не отдают. И говорят, служите в них, вот в музеях этих, которые у нас есть. Мы, конечно, можем служить и служим. Но не знаю, как это хвала Богу доходит вот из этих храмов. Потому что, СВЯТОСТЬ-то храма НАРУШАЕТСЯ. Кто после на...службы там бывает, кто там ходит, чем они занимаются...

Да как же, Ваша, Варсонофий, Хвала! Богу! сможет дойти из Исаакиевского Собора!? Как же Вы станете служить?! Святость-то нарушится...
И, в Исаакиевском Соборе, что, "прокажённые" какие-то бывают, преступники там ходят, а чем "музейщики" занимаются, так, вообще, страшно сказать...???
Так, бойтесь войти в Собор, прежде всего Сами, вместе с соратником своим ИсаЕвым!
Не ждут Вас, не любят и не уважают, за Вашу необразованность, неуважение, косноязычие, безграмотные и оскорбительные проповеди и действия...

Должна ли церковь платить налоги? Картина 2-я. Церковная лавка онлайн.

Наверно уже можно, отчасти (в плане технологий) обрадовать несомненно искреннего, неравнодушного  человека ponomar_zed, на базе размышлений коего (в т.ч. и о финансово-технической отсталости в РПЦ МП, мало применяющей современные банковские технологии) я писал предыдущий пост Должна ли церковь платить налоги? Не тут ли скрыта еще одна причина кризиса в РПЦ МП? Однако ж, благодаря нашему доброму другу Елене, приславшей ценный линк теперь мы знаем, что даже и не только в высоких сферах банковского бизнеса РПЦ МП, а и в рутиннейшей церковно-приходской обыденности совершенно не чураются новаторских идей и технического прогресса.  А мы еще рассуждали о том, что надо просто заменить в храмах "скарбонки" да "тарелочные" с "кружечными" сборами на банкоматы с купюроприемниками и движение фин.потоков в РПЦ МП станет много прозрачнее. Куда там! Оказывается Церковь уже взяла на вооружение не только это, но и более прогрессивные технологии - системы онлайн-платежей:


«Церковная лавка онлайн». Евгений Хакназаров. 27.02.2017.

Церковный сервис не чужд технического прогресса — к такому выводу пришел православный корреспондент «Фонтанки», сумев дистанционно установить в Кремле свечку за здравие.

Благодатное время Великого поста, начавшегося 27 февраля у православных, приносит с собой не только повышенное молитвенное настроение. В среде верующих бытует выражение «постовые искушения». Но теперь оно применимо не только к обычным церковным практикам: в эпоху технического прогресса лукавый активно смущает души и в Сети.

В Прощеное воскресенье автор этих строк посетил храм с целью получения Божией помощи и духовной настройки на Великий пост.
Не обошлось без заказа дополнительных услуг: одновременно с объявленным пожертвованием в 400 рублей в свечную лавку отправилась записка в 10 имен, которые во время всего поста будут поминаться во здравие в алтаре храма – каждый день вплоть до среды Страстной Седмицы.

Такое благочестивое деяние издавна принято в великопостное время и приносит много пользы как тостуемым, так и храму и самому заказчику услуги. Но по зрелом размышлении стало ясно, что денежные средства, отведенные на духовные вложения, можно было бы потратить куда эффективнее: после недолгих поисков в Сети можно было бы найти и расценки пониже, и храмы попрестижней.

Например, абсолютно божеская такса установлена в одной из самых известных русских обителей – Псково-Печерском монастыре. Стоимость одного имени в записке на Великий пост составит всего 10 рублей. Доступен и заказ сорокоуста – только лишь 200 рублей и в течение 40 дней совершается поминовение на литургии во время проскомидии с выниманием частицы.
Объяснять детали долго, впрочем, практикующим христианам и так все понятно, а праздно любопытствующим лучше не обременять себя излишними знаниями.
Существуют и иные виды молитвенных услуг. «Для вечного поминовения пишите запрос на электронную почту», – гласит сайт монастыря, тариф не указан.

Заказать постовые записки на сайте Валаамского монастыря не получится, а сорокоуст там подороже – уже 300 рублей.
В монастыре понимают, что верующие, привычные к традиционным формам подачи записок, могут пребывать во смущении. Поэтому следует исчерпывающее разъяснение: «Если раньше нужно было проделать достаточно длинный путь для того, чтобы попасть в монастырь самому, или же найти человека, собирающегося в паломническую поездку, и все это занимало не один день, то теперь процесс подачи записки занимает считаные минуты… в качестве аргумента в пользу такого варианта подачи записок можно привести пояснение духовного смысла церковного поминовения, который заключается не столько в преодолении трудностей, связанных с подачей, сколько в необходимости молитвенного соработничества Господу. А вот этого скорость подачи-приема записок не отнимает».

Молитвенное соработничество Господу осуществляется путем электронных платежей («для быстрой оплаты можно воспользоваться QR-кодом, который будет выдан на странице подтверждения заказа»), а также обычным почтовым переводом («мы обратимся с запросом в отделение связи о поступлении пожертвования»). Правда, этот способ не рекомендуется: «Валаам – это остров, и почтовые поступления приходят не ранее чем через неделю, а в периоды ненастья – с еще большей задержкой. Теперь, благодаря тому что в монастыре на основе лучших образцов был разработан специальный модуль по приему платежей, требы могут исполняться намного раньше».

Если стремление подать постовую записку онлайн в вас все еще не утихло, то вот в помощь сайт Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря – 50 рублей имя.

Можно найти и предложения другой ценовой категории. На сайте Оптинского подворья в Санкт-Петербурге вам предложат заплатить 300 рублей за имя («можно подать постовую записку в любое удобное Вам время на нашем сайте и мгновенно оплатить заказ»). Примечательно, что на головном сайте Оптиной пустыни записки онлайн не принимаются.

На петербургском подворье монастыря можно заказать и другие поминовения из широкого ассортимента. Например, годовое поминовение человека стоит 600 рублей. Поминовение в течение пяти лет – уже выгодный дисконт, всего 1500 р.
Цена пустячная и меркнет на фоне молитвенного предложения Русской православной церкви в США: заказать сорокоуст в Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка обойдется в 40 долларов, годовое поминовение – все 200.

Ради полноты картины «Фонтанка» сверилась с прейскурантами петербургских храмов, в которые онлайн-платежи пока не добрались.

В недавно переданном РПЦ Смольном соборе постовая записка в 10 имен стоит 500 рублей, такая же цена установлена в Князь-Владимирском соборе, но количество имен при этом не ограничено.

За постовое поминовение в Николо-Богоявленском соборе нужно отдать 300 рублей («можно написать много имен»).

После некоторых технических препон («Можно связаться со свечным ящиком? – Я вас переключу. – Колокольня, алё! – Ой, я вас неправильно переключила») удалось выяснить, что во Владимирском соборе поминовение одного имени стоит 100 рублей.

Блуждания по духовным страницам интернета приоткрыли еще массу возможностей для молитвенных упражнений. Оказалось, что в Сети можно не только подать записки, но и поставить свечу онлайн, а также заказать такие требы, как крещение и венчание.
Эти услуги оказывает ООО «Церковная лавка онлайн»
(по данным системы СПАРК, предприятие зарегистрировано в Подольске Московской области, уставной фонд составляет 10 тысяч рублей, генеральным директором является Усманов Тимур Салаватович).
В перечне доступных для осуществления услуги мест, размещенном на сайте молитвенных заказов, указаны самые известные храмы и монастыри Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов.

«Сколько же добрых дел можно сотворить, поставив на службу Святой Вере интернет-технологии! Они открывают перед нами новые возможности в оказании помощи нищим, убогим, малоимущим, нуждающимся людям, коих, как это ни прискорбно, на нашей земле немало. Эта помощь – наша святая обязанность. И в ней может принять участие каждый», – сообщается на сайте.
Далее следуют взаимоисключающие пояснения: «Стоимость проведения треб в каждом храме устанавливается индивидуально. По этой причине вам необходимо подобрать для себя оптимальный храм или монастырь, который подойдет для вас по цене… Важно понимать, что у храмов нет такого понятия, как "стоимость требы" или "прайс на проведение службы". Деньги, которые принимает храм, должны восприниматься прихожанами исключительно как добровольное пожертвование».

Автор материала не смог устоять перед искушением и заказал за здравие близкого сердцу человека восковую свечу (210 мм, время горения 90 минут). Оптимальным и подходящим по цене (300 руб.) оказался Успенский собор Московского Кремля.
Совсем немного времени, потребовавшегося для транзакции, и на электронную почту прибыло письмо с подтверждением заказа. «По факту проведения службы мы уведомим Вас отдельным письмом. Храни вас Бог!» – гласила приписка. На момент сдачи материала уведомления еще не было.

Хотя предложение ООО «Церковная лавка онлайн» не содержало такой дополнительной опции, как «онлайн-трансляция осуществления услуги», желание оказать молитвенную помощь ближнему превозмогло все сомнения и побудило ознакомиться с другими возможностями молитвенного сервиса.
Так на свет появилась идея усилить кремлевскую свечу сорокоустом в одном из любимых петербургских соборов автора – Владимирском. Стоимость онлайн-услуги составила 700 рублей. Звонок в свечную лавку собора выявил, что «живьем» за сорокоуст нужно заплатить 300 рублей. «Лучше ножками», – последовал вывод.

Неудавшийся сорокоуст мы попытались заменить еще одной свечой за здравие, на этот раз в храме Христа Спасителя, и сделали заказ на сайте «Чудотворная столица». Но сколько ни отправляли форму – ответа не было. Не получилось. Значит – недостоин.

cerb1
cerb2
cerb3

Разнарядки из Епархии РПЦ МП. Назад в СССР?

Во-первых понятия не имею о разнарядках на нынешние российские провластные массовые мероприятия, о чем сказано в статье, но у меня эта история с разнарядкой по 1-му хоругвеносцу и по 5 прихожан от каждого храма СПб Епархии на "крестный ход" вкруг Исаакия, на 100% совпадает с воспоминаниями про инструкции из райкома КПСС времен СССР по "Первомайской" и "Ноябрьской" демонстрациям. Еще один штрих к аналогии РПЦ МП и КПСС.
В т.ч. и к той аналогии, что как во времена СССР КПСС правила, не являясь никакой из ветвей власти, так и сейчас,
на примере Питера, видим, что: РПЦ МП уже практически чуть ли не управляет властями, будучи формально отделена от государства. Надеюсь, что ЭТО не в пределах всей России.
Во-вторых меня серьёзно беспокоит то, что в воскресенье предвидится большое скопление людей 2-х полярных взгладов в одном месте, а с органами правопорядка такая ситуация не проговаривалась, как я понял. Даже если "провидец-ключарь" Исаев посылал депешу в Смольный, а не враньё это, то это ни о чем - надо с МВД проговаривать план, а не со Смольным. Если подходить к организации мероприятий серьёзно и ответственно.

С миру по прихожанину - Церкви Исаакий. 11.02.2017.

Епархия собирает людей по всему городу на крестный ход в поддержку передачи Исаакиевского собора РПЦ. Циркуляр с указанием «прислать не менее пяти прихожан» направили в 200 храмов.

В Санкт-Петербургской епархии называют документ внутренним и рекомендуют считать его приглашением, а также подчеркивают, что, если какой-либо храм это «приглашение» проигнорирует, – репрессий не будет. Сторонники сохранения Исаакия как музея видят в письме РПЦ аналог разнарядок в госучреждения, которые рассылает «Единая Россия» для придания масштабности своим провластным митингам.

Циркуляр епархии, разосланный по благочиниям в преддверии крестных ходов 12 и 19 февраля вокруг Исакиевского собора, появился в сети 10 февраля.

«Благословляется направить в эти дни в собор от каждого храма петербургской епархии по одному хоругвеносцу и не менее 5 прихожан для участия в богослужениях и крестных ходах. Каждый хоругвеносец должен иметь при себе стихарь и хоругвь», – говорится в тексте документа, под которым стоит подпись секретаря епархии Сергея Куксевича.

Письмо в соцсетях опубликовано вместе с адресами, на которые оно якобы было отправлено по электронной почте. Как выяснила «Фонтанка», они полностью совпадают с адресами, принадлежащими благочиниям: например, московское благочиние – mosblagochiniespb@mail.ru или царскосельское благочиние –  sophia-sobor-blagochinie@mail.ru. Забавным выглядит и то, что письмо ушло еще и в тюремный отдел на адрес skomorokh@mail.ru. О том, что такой документ действительно был отправлен с почты петербургской епархии, и ими получен, «Фонтанке» подтвердили несколько человек, указанных в адресатах, впрочем, мнения их и других деятелей епархии на счет подобного «циркуляра-разнарядки» разделились.

0111

Так, председатель паломнического отдела епархии Владимир Дервенев сообщил «Фонтанке», что «это бред», – по его словам, такие письма возможны лишь во время общегородских крестных ходов, которые записаны в ежегодном плане, но не во время локальных, как в случае с Исаакиевским собором, храм должен самостоятельно собирать своих прихожан.

Председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества епархии Александр Пелин, напротив, считает документ обычным, ну разве что, может быть, не совсем корректно сформулированным.

«Не нужно искать черную кошку в черной комнате, когда ее нет. Так пытаются сделать люди, которые хотят поднять свой имидж на теме Исаакиевского собора. Это совершенно нормальный документ, который призван помочь с организацией крестного хода. Конечно, это добровольная штука. Настоятели могут дать объявления в своих храмах. Не все ведь знают точно, во сколько начало и что такой крестный ход вообще будет. Лучше, конечно, было бы просто написать «пригласить», а не «направить», – считает Пелин.

«Вызывает удивление, почему документы внутренней организации епархиальной жизни должны становиться предметом обсуждения в СМИ. В крестном ходе всегда несут хоругви, и у такого собора как Исаакиевский – исторически главном соборе епархии и всей русской церкви – их было традиционно много. В нынешнем состоянии и условиях существования прихода это не так.  Ничего удивительного, что приглашая в храм на молитву и крестный ход, настоятель хочет, чтобы это молитвенное шествие прошло достойно и красиво. Принесение двухметровых хоругвей из других храмов, их транспортировка требует организации и определённых усилий. Одному человеку с такой задачей справиться затруднительно», – добавила руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова. По ее словам, тем настоятелям, которые не направят никого на шествие, никаких выговоров и взысканий не будет.

Между тем анонимно собеседники «Фонтанки» рассказывают, что якобы идея настоятельно пригласить на крестный ход прихожан всех храмов принадлежит ключарю Исаакиевского собора Алексею Исаеву (сам он не ответил на звонки «Фонтанки»).

Если хотя бы по 5 человек придет от 200 храмов, то служба и крестный ход будут иметь массовый характер, это покажет отношение верующих к передаче Исаакиевского собора РПЦ. Прошлые мероприятия, в том числе с участием православных организаций, напомним, были малочисленны: на Марсово поле и вовсе вышло 30 человек сторонников передачи собора РПЦ в противовес нескольким тысячам несогласных. При этом, по словам собеседников «Фонтанки», в епархии присутствуют разные мнения о необходимости участия в массовых показательных акциях, в частности, существуют сторонники точки зрения, что политика и митинги не имеют отношения к Церкви, то есть служба и крестные ходы должны быть в первую очередь религиозными обрядами и обращениями к богу, а не к кому-либо другому.

Изначально, напомним, крестный ход 12 февраля собирался проводить Виталий Милонов, он обещал вывести на улицы тысячи и даже миллионы, такой масштабный крестный ход должен был пройти от Казанского до Исаакиевского собора с перекрытием движения.

Однако митрополит Варсонофий отказал в благословении депутату Государственной думы, как говорят, не без совета спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, который состоит не в самых лучших отношениях со своим бывшим коллегой по парламенту.

Милонов заявил, что смирился с таким решением митрополита, однако позже опубликовал сообщение в твиттере, что крестные ходы все же было решено провести, но по тротуару вокруг храма.

«Не думаю, что теперь много людей придёт, организовали слишком поздно – только в среду правящий архиерей дал согласие во время службы в Казанском соборе», – сообщил «Фонтанке» православный депутат. Милонов также добавил, что не видит ничего плохого в приглашении других приходов: «Кто-то из них жаловался? Нет. А критику этого циркуляра в соцсетях только так называемые оппозиционеры и размещают».

В соцсетях циркуляр действительно был воспринят именно как православное подобие разнарядок, которые получают в большинстве государственных учреждениях перед праздничными маршами, провластными митингами и другими почти официальными мероприятиями.

«"Благословляется направить". Нагон людей на митинг по-церковному. Интересно, прихожан как будут сгонять: за идею или за скидку на услуги?» – высказалась активистка «Открытой России» Наталья Грязневич.

«Сбор на крестный ход во главе с Виталий Милонов. Как в феодальной армии. Интересно, а по отношению к прихожанам действует правило "вассал моего вассала – не мой вассал"?» – такой комментарий оставил в Facebook депутат Максим Резник, который в этот же день спустя несколько часов после крестного хода вместе с коллегами намерен проводить встречу с избирателями против передачи храма РПЦ, а затем организовывать «свой крестный ход» – окружать Исаакиевский собор «живым кольцом».

Интересно, что в РПЦ, рассылая свой циркуляр, наверняка не знали, что многочисленность крестного хода им могут обеспечить не только сторонники передачи собора, но и противники.

Так, движение «Православные – за Исаакий как собор и музей!», организатором которого выступил депутат Алексей Ковалев, призвало своих соратников присоединиться к божественной литургии и шествию, закрепив на верхнюю одежду протестные синие ленты.

«Нам всем надо присоединиться и пройти этим ходом. С нашими синими лентами, да! обязательно с ними: нам нечего стесняться их перед лицом Бога и незачем снимать их во храме или на время службы. Это не плакаты, не флаги, не символ противостояния: это знак нашего добросовестного свидетельства о правде, справедливости и красоте. Очень хорошо, что люди из разных приходов побывают на службе в Исаакии. Они увидят, как всё это может происходить в действующем музее. Увидят, что музей не является помехой службе. На это стоит посмотреть», – написал в группе движения историк Михаил Медведев.

Как сообщил «Фонтанке» депутат Алексей Ковалев, он хоть и поддерживает такое начинание, но присоединяться к нему 12 февраля не намерен, кроме того, сам он разделяет опасения, что после крестного хода его участников назовут сторонниками передачи храма, даже не смотря на то, что среди них были и противники.

Стоит отметить, что «крестный ход» депутатов и их избирателей никто не согласовывал (пока не вступили в силу поправки, принятые ЗакСом, которые приравняют встречи с народными избранниками к митингам), в правоохранительные органы лишь были направлены уведомления о намерениях провести такое мероприятие.

В то же время согласование не получали и представители РПЦ на проведение своего шествия: по закону это нужно только в случае, если для крестного хода нужно перекрытие дороги или любая другая помощь от городских служб (например, медиков). Тем не менее, уведомить власти о крестном ходе представители Церкви должны.

Как сообщили «Фонтанке» в Смольном, якобы в начале февраля (за 10 дней до мероприятия) ключарь Исаакиевского собора Алексей Исаев прислал соответствующий документ, в нем заявлена численность 1,5 тысячи человек и время 10.30 воскресенья, 12 февраля.

Если это действительно так, то остается лишь предполагать причины, по которым ключарь Исаакиевского собора обратился в Смольный еще до того, как крестные ходы поручил организовывать митрополит Варсонофий: было то божественное провидение или нарушение закона.


P.S. Диакон Кирилл Погиблин, указанный в документе как контактное лицо по всем организационным вопросам, сообщил корреспонденту ЗАКС.Ру, что циркуляр пока не видел и попросил обращаться в пресс-службу епархии. В пресс-службе на звонки ЗАКС.Ру не ответили.

Согласно информации на официальном сайте Санкт-Петербургской митрополии РПЦ, в епархии 247 приходов, из них 242 имеют юридическую регистрацию, пять – в стадии оформления. За 2016 год появилось 12 новых приходов. На территории епархии также 80 часовен. В епархии служат 763 клирика, 580 священников, 177 диаконов. Увеличение за 2016 год – на 24 священнослужителя.