eugen1962 (eugen1962) wrote,
eugen1962
eugen1962

Categories:

Нефтяная бухгалтерия. Олег ПЕТРУШЕВИЧ, 30.07.2019, Белорусы и рынок

Развернутая оценка ситуации с нефтью по Республике Беларусь. Достаточно полная и с акцентами на наиболее интересных местах Приятная аналитика, с учетом последних нюансов, таких, как одностороннее решение "Транснефти" о выплате компенсаций по убыткам из-за загрязнения "Дружбы" из расчета не более $15 на баррель.


Нефтяная бухгалтерия. Олег ПЕТРУШЕВИЧ, 30.07.2019, Белорусы и рынок



Цены на нефть, достигшие годового максимума в апреле, снижаются. На этом фоне Беларусь активизирует усилия для получения компенсации за ущерб, нанесенный поставками загрязненного сырья по нефтепроводу «Дружба».

В последние две недели представители белорусского правительства и «Белнефтехима» сделали ряд заявлений, которые уточнили позицию нашей страны по вопросам компенсации потерь, связанных с попаданием органических хлоридов в нефтепровод «Дружба».

Деньги на ремонт.

ОАО «Гомельтранснефть Дружба» опубликовало пресс-релиз, в котором сообщило, что в первом полугодии на ремонт и модернизацию своей инфраструктуры направило 30 млн руб. За эти деньги заменили 25 км трубопроводов, построенных в середине прошлого века из низконадежных марок стали. Кроме того, на производственно-диспетчерской станции «Мозырь» был возведен новый резервуар на 20 тыс. кубометров, реконструированы подземные переходы через Припять и Пину.
Во втором полугодии на ремонт планируется выделить 100 млн руб. Компания намерена реконструировать 60 км магистрального нефтепровода на участках Унеча — Мозырь и Мозырь — Брест, модернизировать резервуары ЛДПС «Мозырь» и четвертой насосной станции.

В том же пресс-релизе рассказывалось о сделанных российской «Транснефти» предложениях по поводу компенсации последствий инцидента с поставками загрязненного сырья. В июне белорусское предприятие предложило российскому партнеру гарантировать прокачку ранее заявленных 59 млн т нефти до конца года, однако ответа не получило.

Когда представителям гомельской компании стало известно, что в этом году западные потребители фактически будут выбирать меньшие объемы сырья, был предложен второй вариант компенсации — повышение на 21,7 % тарифа на прокачку нефти. В пресс-релизе ОАО «Гомельтранснефть Дружба» недвусмысленно намекало на то, что белорусская сторона рассчитывает на получение ранее запланированных средств в полном объеме, в том числе для модернизации нефтепровода, которая должна гарантировать его безопасность.

За две недели до этого российская «Транснефть» не согласилась с повышением тарифа в размере, предложенном белорусской стороной. Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-релиз компании. Россияне аргументировали отказ тем, что «Гомельтранснефть Дружба» получила доход от прокачки загрязненной нефти в реверсном направлении, а также невозможностью точно оценить упущенные доходы белорусского партнера.

В среду заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов прокомментировал БЕЛТА ход переговоров о компенсации, вернее, разъяснил причину появления подобного пресс-релиза нефтетранспортного предприятия. По словам представителя концерна, переговоры фактически не начались. Созданная рабочая группа практически не приступила к работе из-за «занятости российской стороны».

Подсчитать ущерб.

Владимир Сизов подчеркнул, что повышение тарифов — это лишь часть возможного механизма возмещения ущерба. Спикер перечислил то, что белорусская сторона считает ущербом, достойным компенсации. «Белнефтехим» хотел бы получить компенсацию «за переработку грязной нефти, за выход из строя технологического оборудования НПЗ, за нарушение контрактных обязательств по поставкам нефтепродуктов нашим контрагентам, за привлечение организациями дополнительного финансирования из-за недополученной запланированной прибыли и другие потери, возникшие из-за инцидента».

Вероятно, сделать такое заявление концерн подтолкнула опубликованная 24 июля информация о решении правления ПАО «Транснефть» о максимальном размере компенсации грузоотправителям в связи с инцидентом. Компания заявила, что будет выплачивать не более 15 долларов на каждый баррель загрязненной нефти.
Такая «цена» соответствует ранее достигнутой договоренности с казахстанским предприятием «КазТрансОйл». Весной оно «залило» в «Дружбу» качественную нефть, а на выходе в порту Усть-Луга в танкеры, отправлявшиеся от имени казахстанского поставщика, попало уже некондиционное сырье. Объем загрязненной нефти был оценен в 600 тыс. т, или 4,4 млн баррелей.

Надо отметить, что «Транснефть» объявила о компенсации только для грузоотправителей, то есть для тех компаний, которые сдавали свою нефть в «Дружбу». О тех, кто пострадал из-за отсутствия транзита нефти либо получил некачественное сырье, пока речь не шла.

По мнению Владимира Сизова, такой односторонний подход к определению размера компенсации неверен. Он считает, что «обязанное лицо не может в одностороннем порядке определять пределы своей ответственности перед теми, кому оно обязано».

В результате инцидента белорусская сторона пострадала и как грузоотправитель. Из данных о внешней торговле в январе — мае, опубликованных Белстатом в середине июля, следует, что в последний весенний месяц отечественная нефть не поставлялась за рубеж. В статистике по итогам пяти месяцев остались те же 488,6 тыс. т экспортированной нефти, что и в январе — апреле. В результате в первые пять месяцев 2019 года поставки отечественной нефти за рубеж уменьшились на 27,8 %, до 488,6 тыс. т, а в стоимостном выражении — на 31,7 %, до 222,7 млн долларов.

Кроме того, наша страна сократила экспорт нефтепродуктов на 19,9 %, до 4,57 млн т. В стоимостном выражении он снизился на 19,9 %, до 2,278 млрд долларов. Правда, спад экспорта нефтепродуктов наблюдался и до инцидента с загрязнением «Дружбы». С ноября прошлого года между Беларусью и РФ действуют взаимные балансы по нефти и нефтепродуктам, которыми не предусмотрены поставки российского бензина, дизельного топ­лива и топочного мазута. В итоге НПЗ явно увеличили реализацию на внутреннем рынке в ущерб поставкам за рубеж.

В минувшее воскресенье в эфире белорусского телевидения конкретную цифру назвал министр экономики Беларуси Игорь Крутой. Он сообщил, что по сравнению с прошлым годом «Белнефтехим» недосчитался 800 млн долларов экспорта. НПЗ были вынуждены частично перерабатывать нефть, добываемую в Беларуси, поскольку сырье из России не поступало в полном объеме.

Действительно, согласно статистике, в мае наша страна получила из РФ только миллион тонн нефти вместо обычных полутора. Полноценное снабжение сырьем «Нафтана» по ветке Унеча — Полоцк было налажено только в начале июля. До этого сырье поступало по нефтепроводу Сургут — Полоцк, мощности которого не хватает для работы под полную загрузку. К этим 800 млн долларов можно добавить еще 20 млн долларов, в которые был оценен прямой ущерб, нанесенный оборудованию на Мозырском НПЗ и повлекший его выход из строя, а также недополученную выручку нефтетранспортного предприятия.

Останавливать трубу не потребовалось.

Сделанный в пресс-релизе ОАО «Гомельтранснефть Дружба» акцент на необходимости реконструкции нефтепровода неслучаен. Незадолго до инцидента белорусская сторона предлагала «Транснефти» повысить тариф на транзит на 23 %. Тогда российская компания также отказалась.

После этого состоялось совещание у президента Беларуси по вопросам развития нефтяной отрасли страны. Александр Лукашенко был эмоционален и дал добро на остановку прокачки нефти для проведения ремонта. «Если нужно поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через Беларусь, ставьте и ремонтируйте. Потому что то добро, которое мы делаем для Российской Федерации, оно нам оборачивается постоянно злом. Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки», — сказал 11 апреля президент.

Останавливать «Дружбу» не потребовалось: она встала сама. 19 апреля Беларусь заявила о загрязненной органическими хлоридами нефти. Транзит прекратился на месяц, который потребовался для расчистки хотя бы одной нитки трубопровода. Загрязненное сырье будет полностью вытеснено с территории нашей страны только в ближайшие неделю-две.

Фоном для апрельского совещания было отсутствие прогресса в переговорах с РФ о компенсации налогового маневра. Александр Лукашенко относит ее к текущим вопросам, которые необходимо решить прежде, чем углублять интеграцию в Союзном государстве. За три месяца, прошедших с того времени, риторика белорусско-российских отношений стала мягче, однако решения до сих пор не приняты. Судя по обнародованным итогам переговоров на Форуме регионов в Санкт-Петербурге, дискуссия продолжится, а результаты если и будут, то в конце года.

Цены не повысятся.

В ближайшей перспективе нефтяные доходы Беларуси и России вряд ли будут расти, несмотря на то что страны ОПЕК+ приняли решение продлить до марта 2020 года соглашение о сокращении добычи.

В июльском отчете о состоянии рынка нефти Международное энергетическое агентство (МЭА) зафиксировало превышение предложения сырья над спросом в размере 900 тыс. баррелей в день (в среднем по первому полугодию). Во второй половине года профицит сохранится на уровне 500 тыс. баррелей в день. Ранее ожидалось, что рынок столкнется с дефицитом сырья в размере 500 тыс. баррелей в день. Причем, по мнению экспертов МЭА, решение ОПЕК+ продлить соглашение о сокращении добычи не сможет изменить ситуацию на рынке.

Агентство понизило прогноз роста спроса на нефть во втором полугодии до 450 тыс. баррелей в день. В следующем году аналитики МЭА также ожидают профицита предложения.

Балансировка рынка потребует от ОПЕК сокращения добычи на 28 млн баррелей в день. Столь низкий уровень картель демонстрировал лишь в 2003 году. Поэтому вряд ли цены будут устойчиво расти. Пока они взлетают только на новостях о напряженности в Персидском заливе.


Tags: РБ, РФ, бизнес, власть, нефтепродукты, нефть, переговоры, технологии, убытки, финансы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments