?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда я заканчивал предыдущий текст (К 20-ти летию начала агрессии НАТО против Югославии. Несостоявшийся участник Союзного государства) подумалось, что коль скоро я написал не только о страданиях народа Югославии в ту суровую годину, но и о первой де-факто внешнеполитической акции Союзного государства, то надо бы чиркнуть и о том, что происходило там внутри на старте процесса.
Итак. Формирование первого на пост-советском пространстве реального интеграционного объединения
(Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь) на политическом "олимпе" и ниве нормотворчества шло достаточно продуктивно и бесконфликтно. И так продолжалось до лета 2002 года, о чём следовало бы сказать отдельно. Ну а пока про старт.

25 декабря 1998 года Беларусь и РФ подписали декларацию о равных условиях хозяйствования предприятий.
В 1999-м - Договор о создании Союзного государства.
В 2000 году были созданы Высший госсовет, Совмин союзного государства, подписан ряд документов об унификации банковских систем.
В 2001-м - состоялось подписание Военной доктрины союзного государства.
И т.д. и т.п.

Но вот в реальной жизни, в ракурсе экономических реалий, старт новоипеченного Союзного государства России и Беларуси уже в 1999 году ознаменовался сразу тремя российско-белорусскими же конфликтами: газовым, автотранспортным и нефтяным.


1. Про газ.

Да, начало интеграционного сотрудничества России и Беларуси было омрачено как соб-но проблемой хронических белорусских долгов, в частности за газ, так и странными, мягко говоря, российскими методиками борьбы с нею.

Так, в декабре (зимой!) 1996 года "Газпром" провёл 3-х дневную 50% газовую блокаду Беларуси, вынуждая скаредных беларусов пошевелиться на морозе и изыскать крайне нуждающемуся в средствах российскому газовому гиганту огромную сумму в размере $10 млн.

С начала же 1998 года задолженность Беларуси России за поставку газа, в связи с обострившимся кризисом неплатежей, начала расти. Так в декабре 97-го долг составлял $167 млн., к концу января — $247 млн. И уже в марте 1998-го "Газпром" традиционно уменьшил поставки газа в Беларусь на 30%.

Проблему удалось урегулировать, по крайней мере на бумаге, только к осени.
16 октября 1998 года российский премьер Евгений Примаков и белорусский премьер Сергей Линг подписали соглашение, в котором был детально расписан механизм оплаты белорусских долгов, в т.ч. за газ.


12 января 1999 года было подписано соглашение между правительством Беларуси и "Газпромом" об объемах и условиях поставки природного газа в Беларусь и его транзита через белорусскую территорию.

В соглашении были оговорены 5 вариантов оплаты за долги и текущее потребление: валютой – 200 млн. долларов, поставками материально-технических ресурсов в счет погашения «Газпрома» перед федеральным бюджетом – 200 млн. долларов, поставками материально-технических ресурсов для «Газпрома» – 126 млн. долларов, зачеты в местные бюджеты и реструктуризация долга путем выпуска ценных бумаг – 226 млн. долларов в течение 5 лет (под 8% годовых).

Но уже 29 января 1999 года "Газпром", не взирая на подписанные соглашения, объявил о 12-процентном сокращении поставок газа в Беларусь, заявив о нежелании поставлять газ по внутренним российским ценам, поскольку РБ платила в том числе и бартером, а не сугубо "живыми" деньгами.

Контракт, в итоге, был подписан лишь в марте, но перерасчет калькуляции по новой цене таки был сделан с 1 января 1999 года.

Цена (c учетом цены белорусского транзита российского газа, в т.ч. по вводимому в экспл. Ямал-Европа) снизилась с предложенных "Газпром" ранее $50 до $33,5 за 1 тыс.куб.м.
Тем не менее, она уже в разы превышала аналогичные цены для российских потребителей газа.
Это при том, что Минск обязался платить "живыми" деньгами заданные российской стороной 20% стоимости (в 1998 году эта доля составляла 8%).Справочно, в то же время Украина - $50, Летува – $73.

Понятно, что декабрьская российско-белорусская декларация 1998 года о равных условиях хозяйствования предприятий уже в 1999 году была дезавуирована российской стороной. Хотя и под весьма благовидным предлогом: раз платите в т.ч. бартером - цена должна быть выше.

В последующем, российская сторона уже напрочь забыла про этот свой "бартерный" предлог, которым она и обосновала отход от принципа равных условий. хозяйствования
.


Надо сказать, что Для соблюдения вышеобозначенных российских газовых условий в Республике Беларусь были предприняты крайне жесткие меры.

Проблема внутренних неплатежей за газ, которые и привели к проблемам в российско-белорусских отношениях в этой отрасли (к этому времени задолженность белорусских потребителей за природный газ достигла 287,8 млрд.руб.) решалась весьма радикально, например: еще в 1998 году правительство утвердило порядок лимитирования тепла и электричества, в результате чего около 300 субъектов хозяйствования РБ были частично или полностью "отключены от трубы", а более 2 тысяч предприятий получили энергоносители в ограниченном режиме. Меры сработали, текущее потребление газа уже к летом 1999 года оплачивалось на уровне 100%.

Кроме того, в 1999 году Александр Лукашенко подписал распоряжение об увеличении объемов обязательной продажи валюты с 30 до 40% для предприятий всех форм собственности.


2. Россия в январе 1999 года инспирировала автотранспортный конфликт с Республикой Беларусь.

Белорусские расценки на грузоперевозки россияне посчитали демпинговыми, сопутствующие таможенные процедуры - некачественными и в одностороннем порядке приняли решение о введение оплаты за проезд через российскую территорию.
Нормальный ход!
Ну ладно, российские перевозчики оказались много более жадными, чем белорусские - пол-беды. Но почему правительство России в суровое пост-дефолтное время не озадачилось элементарным вопросом по отношению к своим транспортникам:
чем ниже расценки, тем меньше транспортные издержки, включаемые в цену товара, тем меньше и издержки россиян, измученых дефолтом, - вы что, охамели, "ломить" в это время цены?
Никак нет!
Было велено не снизить расценки до паритета с белорусскими и отрегулировать процедуры, а "ломить" и ещё раз "ломить".
В общем, на границе с Россией ещё долго стояли караваны белорусских большегрузов...
Ну а в итоге, с 1999 года РФ ввела разрешительную систему распределения квот на работу на российском рынке для белорусских перевозчиков. Между прочим, зарабатывавших валюту родной стране в т.ч. на оплату российских углеводородов и расчётов по долгам.
Вот такая интересная российская автотранспортная стратегия.

3. Про нефть.

Тут мало что есть комментировать, я просто приведу цитату, поясняющую нехитрую суть:

"Дело в том, что в 1999 году белорусские предприятия и сам концерн начали активно (ре)экспортировать нефтепродукты.
Виктор Калюжный, в то время министр топлива и энергетики России, инициировал ультимативное обращение к белорусской стороне. Суть письма сводилась к тому, что белорусы должны прекратить реэкспорт продуктов из российской нефти, в противном случае Россия поднимет цены до уровня мировых.

В мае-августе 1999г. цены на нефть на белорусском рынке выросли в два раза и приблизились к мировым.
В сентябре 2000г. "Белнефтехим" заключает контракты по 132 $/тн, в то время как мировые цены на российскую нефть в мире держатся на уровне 156-160 $/тн.

Уже год как 60-75 % всего оборота торгов на БВФБ направляется на закупку черного золота
.

К концу пошлого года россияне пообещали втиснуть белорусов в другое "прокрустово ложе": продать 6 млн.тн углеводородов по фиксированной цене и столько же - по мировой, на день заключения сделки.

Белорусские чиновники на протяжении полугода убеждали российских в том, что смена кода товарной продукции, который присваивается нефтепродуктам после обработки на НПЗ, превращает бензин и дизтопливо в белорусский товар. Нам не известно, согласились ли с этим посылом россияне, но Калюжный был переведен в ранг замминистра иностранных дел, и все претензии прекратились, братские отношения между чиновниками двух стран частично восстановлены".


Такие вот любопытные экономические реалии встретили новоиспеченный российско-белорусский союз в начале пути.

В основном по источникам:


Информационно-аналитический портал СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА. Договор о создании Союзного государства. 08.12.1999.

Информационно-аналитический портал СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА. Гуманитарное измерение. Этот день в истории: 29 января.

История таможенных разногласий между Беларусью и Россией. 27.12.2014, «Виртуальная таможня»

Российские транспортные стратеги разжигают очередной очаг конфликта. 2016-09-07, Renaldas Gabartas, CARGONEWS.

ОЧЕРЕДИ ЗА БЕНЗИНОМ. 18.09.2000, №36 (252) 18 сентября 2000 г., Наталья ГРИБ, "БелГазета".

Почему Беларуси сегодня сложнее торговаться с «Газпромом»? 15.01.2016, Татьяна Маненок, belrynok.by.

"Шестая газовая": история переговоров между Минском и Москвой. 08.02.2017 Sputnik.by / Михаил Воскресенский

«Беларусь. Совершеннолетие». Год 1998-й. 30.06.2009, Владимир Мартьянов, Сергей Олехнович, "Салiдарнасць".

«Беларусь. Совершеннолетие». Год 1999-й. 14.07.2009, Владимир Мартьянов, Сергей Олехнович, "Салiдарнасць".

«Беларусь. Совершеннолетие». Год 2000-й. 28.07.2009, Владимир Мартьянов, Сергей Олехнович, "Салiдарнасць".

Беларусь. Совершеннолетие. Год 2001-й. 11.08.2009, Владимир Мартьянов, Сергей Олехнович, "Салiдарнасць".



Comments

( 3 comments — Leave a comment )
alex236
Mar. 25th, 2019 05:09 pm (UTC)
Вы в точку попали. Имхо, данные "три кита" - есть основная причина всех белорусско-российских разногласий. Остальное лишь пиар.

https://www.youtube.com/watch?v=aKpYsZWscW4
eugen1962
Mar. 25th, 2019 06:10 pm (UTC)
Рад, что Вам эти мои вариации понравились. Может и про 2002-й чиркнуть, а?
alex236
Mar. 25th, 2019 06:23 pm (UTC)
2002, имхо ключевой год в новейшей истории белорусско-российских отношений. Обязательно напишите.

Edited at 2019-03-25 06:24 pm (UTC)
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Counter




Топ-100







Google+














HotLog








Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner