?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это в продолжение Ушачский Котел. Пролог, где я немного раскритиковал одну из статей Ирины Халип, написанную про лихолетье Великой Отечественной и нынешнюю данность Ушачского региона (Республика Беларусь, кто не знает). Концовка ее статьи тоже мне не понравилась, т.к. из известных уроженцев Ушаччины Ирина указала только Василя Владимировича Быкова. Нет возражений, Великий. И Писатель и Человек. Но были же (и есть) и другие значимые фигуры с Ушаччины. Можно было бы и поперечислять. Хотя бы выходцев из окрестностей своего "родового гнезда" (Двор-Плино) - аномалия же! Необъяснимое появление в столь глухой местности повышенного числа родившихся, которые стали в последствие весьма известными людьми. И не один век уже такая "хрень".
Да хоть про отца своего написала бы. Ведь никто не пишет о нем нынче. Видать из-за активной его жизненной позиции "наперекор течению".

Ну да, есть такое дело.
Так и что с того? Разве это как-то перечеркивает былые заслуги?
Владимир Трофимович Халип - крайне талантливый кинематографист. Художественные фильмы про белорусских партизан по его сценариям продолжают "накручивать" десятки, даже сотни тысяч просмотров.
К примеру,
фильм «Мама, я жив!», выложенный в сеть около года назад посмотрело под 200 тысяч. Только на одном, самом посещаемом канале более 97 тысяч просмотров. И комментируют весьма активно. И, даже, просто песню из этого кинофильма "вырезали" и запостили на YouTube отдельно. И тоже - тысячи просмотров...
А ещё более ранний
фильм «Пламя» подбирается к 100 тысячам (просмотров). И тоже комментируют активно. И молодежь в том числе. А ведь это не Голливуд, а советские фильмы про войну, вышедшие в 70-х - 80-х.

Вот где она - слава, да народная любовь (а не там, где "некоторые" её теперь ищут).

Но художественные фильмы по сценариям Владимира Трофимовича, по крайней мере, можно найти в сети. А вот документальные работы - нет. А их ищут. Особенно выпущенные в бытность его художественным руководителем и главным редактором студии «Летопись». К примеру, с Кинопоиска:

alis1985 (Москва) 13.07.2013 - 11:49
Добрый день! У меня очень большая просьба, скорее даже вопрос. Подскажите пожалуйста где я могу найти Ваш документальный фильм Заборовно? В этом фильме снимались мои бабушка и дедушка, а так же многие родственики, он для меня очень важен. Спасибо!


Увы. Не ответил Владимир Трофимович. А я и сам этот фильм скачал бы. И по аналогичным причинам, и по фактуре-фактологии. Он (этот документальный фильм) "зацепил" фильм многих - см. статью в конце этого поста, едва ли не единственная нынче в сети о Халип, как о деятеле культуры, любимом кинематографисте. И земляке, вдобавок.

А над триптихом про Брестскую крепость Халип работал в тесном тандеме известнейшим кинематографистом, в прошлом - фронтовиком -
Пикманом Израилем Цуриелевичем. Вот Михаил Нордштейн вспоминает: Чтоб помнил мир спасенный... Мишпоха №20.

Ещё и поэтому я был раздосадован: Ирина Халип написала какой-то "мутный" материал, вместо того, чтобы просто если не написать статью про отца, то хотя бы оформить интернет-страничку, посвященную ему и его великолепным работам. Да и "залить" туда замечательные фильмы Владимира Трофимовича, особенно документальные.
И были бы ей почет, уважение и благодарность. Да многие просмотры, вдобавок...


Справочно:

Владимир Трофимович Халип родился в деревне Двор-Плино, Белорусская ССР (ныне Ушачский район Витебской области РБ) в крестьянской семье 07 октября 1939 года.

Советский и белорусский кинематографист, киносценарист, драматург, литератор и публицист. Проживает в Минске.

В 1963 году окончил факультет журналистики Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина,
в 1968 — аспирантуру Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР. Кандидат искусствоведения (1975).
В 1968 — 1970 — собкор газеты «Советская культура» по Белоруссии.
В 1970 — 1972 - инструктор отдела культуры ЦК КПБ (1970 — 87 — в ЦК КПБ)
В 1972 — 1982 - главный редактором Госкино БССР
В 1981 — 1998 — художественный руководитель и главный редактор студии «Летопись» на киностудии «Беларусьфильм».

Член Союза кинематографистов Белорусской ССР, Союза журналистов СССР (1961) и Союза кинематографистов СССР (1978).

Фильмография

Художественные фильмы


«Пламя» («Беларусьфильм», реж. Виталий Четвериков; 1974)
«Время выбрало нас» («Беларусьфильм»; 5 серий; реж. Михаил Пташук; 1976—1978)
«Мама, я жив!» («Беларусьфильм»; реж. Игорь Добролюбов; 1985)
«Записки Самсона Самосуя» («Телефильм»; реж. Владимир Орлов; по ром. А. Мрыя; 1990)
«Проклятый уютный дом» («Бел-видео-кино»; реж. Владимир Орлов; по ром. С.Жеромского; 1998)

Документальные фильмы

«Земля, на которой живем»
«Брестская крепость»
«Три цвета радости»
«Я, солдат Брестской крепости»
«Красная тетрадь»
«Союз республик и сердец»
«Заборовно»
«Диариуш новогрудский» (1997)
«Живи в свободе» (1998)
«Слуцкое восстание» (реж. Сергей Исаков; 2008)

Либретто опер

«Джордано Бруно» (1977)
«Мамаша Кураж» (1982)
«Визит дамы» (1989)

Литературная деятельность

«Строка, прочтенная театром», Минск, 1979.
«Мы помним» — иллюстрированное издание на белорусском, русском и английском языках об исчезновениях в Белоруссии известных людей; 468-стр., 2010 г.
«Тень горы» (пьеса)
Автор многочисленных публикаций на сайте «Хартия'97».

По материалам:

Сайт «Беларусьфильм»
Сайт Википедия


*****

Кинематографист с Ушаччыны. Г. Воротынская. © ГУ "Витебская областная библиотека им. В. И. Ленина". 2004 г.

Нашему известному земляку Владимиру Халипу осенью исполнилось 65. Этот творческий человек немало сделал для белорусской культуры, кинематографа, киноискусства.

А начиналось жизненная колея Владимира Халипа в деревне Двор-Плино, где он родился. Приобщаться к культуре стал, когда работал в местном сельском клубе. В то время была возобновлена работа драматического кружка, активизировалась художественная самодеятельность.

Мечтой же деревенского парня стала журналистика, так как очень хотел писать, и у него это получалось. Тогда Владимир Халип поступил в университет в Минске.

Затем была работа инструктором ЦК КПБ, а позже — творческая, когда работал главным редактором Госкино БССР, с 1981-го — на киностудии "Беларусьфильм".

Как раз тогда был создан фильм "Пламя". Авторы сценария — Г.Буравкин, В.Халип, Ф.Конев.
Помню, как далеко не в каждом доме был тогда телевизор и люди по деревням собирались в одну хату смотреть эту эпопею про оккупацию белорусской земли в годы Великой Отечественной, про повсеместное сопротивление нашествию. Это было начало семидесятых. Война много значила для каждой семьи, гораздо больше, чем сейчас, было тех, кто прошел по ней, пережил горе.

В 1985 году вышел на экраны фильм "Мама, я жив!". И снова к этому приложил руку наш земляк. Соавтором сценария выступил А.Петрашкевич.

А пятисерийный телефильм "Нас выбрало время", к которому Владимир Халип, как сценарист, имеет непосредственное отношение, был выпущен в 1979 году. На то время лента также имела большой успех у зрителей.

Были еще в творческой жизни нашего земляка и документальные фильмы "Брестская крепость", "Три цвета радости", "Я-солдат Брестской крепости", "Красная тетрадь"...

И не только как сценарист пробовал себя Владимир Трофимович. Он написал либретто опер "Джордано Бруно" (1977), "Матушка Кураж" (1982), пьесу "Тень горы".

Известные театры включили их в свой репертуар.

Опыт такой работы, разумеется, не мог не сказаться на дальнейшей творческой деятельности. В.Халип выступал в печати по проблемам театра и кино.

Отдельная страница в творчестве нашего земляка — его работа художественным руководителем студии "Летопись". Это уже было время, когда в обществе изменились ориентиры, народ переходил от партийных стереотипов к демократизму, смене былых "казенных" идеалов на свободу в творчестве.
Очень талантливые люди работали тогда на студии "Летопись". Они навсегда вошли в историю нашей Беларуси созданием необычных документальных фильмов. Это золотой фонд нации. Им нет цены.

Помню, как поразили меня материалы про Василя Быкова, Рыгора Бородулина, "Заборовно".

Видела, как кинематографисты-документалисты спешили быстрее сделать побольше таких фильмов, боясь, что все это может скор закончиться. А позже, вследствие финансовых трудностей студии "Летопись" не стало...

Но если человек хочет работать, чувствует в себе потенциальные возможности, он еще много может сделать для народа.

Сенсацией на белорусском экране стал многосерийный художественный фильм "Проклятый уютный дом". Его ждали, о нем писали. Сценаристом был также Владимир Трофимович Халип.

Нам, простым зрителям, фильм понравился. Высокие критики, правда, заметили, что чувствуется некоторая "заторможенность" действий на экране и недостаток в художественном оформлении сцен в картине. Да и сам Владимир Трофимович рассказал, что действительно, недостаточно было для экранизации сериала денежных средств. А художественная картина — это коллективная работа многих, она должна быть слаженной, чтобы всё получилось как надо...

Как бы ни было, а "Проклятый уютный дом" вошел в историю национального кинематографа, как ещё один шаг вперед.

Надо сказать, что Владимир Халип не только известный художник, но и человек высокой гражданской позиции. В последние годы он хорошо осознал, что без альтернативности мышления и действий, без активности граждан в этом направлении, жить невозможно.

Наш земляк очень много занимается общественной работой. Как и его дочь, журналистка Ирина. Статьи, различные массовые мероприятия — все это стало привычным для Владимира Халипа.

Он время от времени наведывается на свою малую родину. В свой 60-летний юбилей Владимир Трофимович был гостем клуба творческих встреч "Муза" при районном Доме культуры. Интересно рассказал о том, что значит для него Ушаччина, как работалось в кинематографе, чем живет в последнее время.

В прошлом году Владимир Халип был в РДК на презентации историко-документальной хроники "Память. Ушачский район". Выступил — и поехал в свое Двор-Плино, где его приезду всегда рады родные.


*****

«Мама, я жив!» («Беларусьфильм»; 1985)

Шел 1943 год. Двенадцатилетний Петька Дым попадает в партизанский отряд. Опасаясь за жизнь маленького разведчика, командир отряда отправляет его в лесную школу. Однажды партизанское командование перед тем, как выйти в опасный рейд, решает вывезти школу в освобожденный от немцев район. Появившиеся фашисты не дают партизанам возможности посадить детей на прибывший самолет...
.



.
















Comments

( 2 comments — Leave a comment )
alex236
Aug. 18th, 2017 07:16 am (UTC)
Тогда возникает вопрос, это скромность Ирины Халип или что-то иное?
eugen1962
Aug. 18th, 2017 10:51 am (UTC)
Вот не знаю, Алекс. Я же с ней не знаком. А когда "шерстил" источники по её отцу, то и Хартию активно просматривал. Думал: ну, уж там-то найду! Хоть на белорусском. Переведу, выложу. Ничего подобного. Даже к 75-летию какой-то малёхонький текст, много меньше, чем в Википедии, даже. Хартия, выходит, тоже шибко скромная!
А чего ж стесняться работ, которые так активно смотрят?
И немцы, кстати, и евреи смотрят. Халип ведь, вдобавок, работал с Израэлем Пикманом, когда про Брестскую крепость документальную трилогию снимали.
http://www.belarusfilm.by/studio/personas/3676/
http://mishpoha.org/n20/20a28.shtml
Известнейший же тоже человек - и режиссер, и оператор, и фильмы у него классные. И фронтовик заслуженный, хотя и эмигрировал. Ну так что, тоже "сионист", враг народа? Да, не иначе, как Лобанок, что историю с Вами обсуждали.
Может и наивно, но мне представляется, что Халип своими киноработами много больше полезного принес, чем одной нынешней публицистикой.
Нет, я не сторонник затыкания ртов - пусть все пишут, коль такое желание. Но работу-то зачем бросать, когда такой талант уже проявился и людей к разумному-доброму-вечному так шибко разворачивает? Годы ж уходят. А сколько еще можно наснимать было бы. В советское время токмо ж через это и доносили. Кино-театр-писатели-поэты. И получалось же!

Edited at 2017-08-18 10:53 am (UTC)
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Page Summary

Counter






Rambler's Top100










Google+














HotLog








Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner