eugen1962 (eugen1962) wrote,
eugen1962
eugen1962

Category:

Русский мир и мрачная тень Суркова

В предыдущем тексте Когда стартовал проект "русский мир" на практике и про неувязочку с цифрами соотечественников. я привел цитату, слова из которой меня позабавили: методолог Градировский, сопричасный к истокам создания концепта "русский мир" (РМ), уже в 2009-м сетует на то, что где-то около 2005-го года куда-то к "ним" пришла грубая доминирующая сила и так "продоминировала", что все разговоры о РМ пришлось свернуть.


Смешно было от того, что Градировский не мог не знать о том, что, что и Путин, и Кирилл и много кто ещё на 1-м Всемирном Конгрессе соотечественников в октябре 2001-го публично "благословили" этот новосозданный  "русский мир" (я приводил цитаты), так что "гасить" дискуссию о РМ было нелепо.
Петр Щедровицкий к тому времени пребывал уже в правлении одной любопытной структуры в компании братьев Ковальчуков, Андрея Фурсенко и прочих влиятельных людей, так что вполне мог постоять и за своё авторство, и за мирно беседующих о РМ собратьев-методологов.

Напомним, что концепт П.Щедровицкого (заказанный ему неким чиновником РФ в конце 90-х), трансформировался в проект, который, в свою очередь, перешел в плоскость практической реализации.
(см. по линку цитату из "Русский Мир: восстановление контекста. Беседа с автором концепции Русского Мира, философом, руководителем Школы Культурной Политики Петром Георгиевичем Щедровицким. В разговоре приняли участие Сергей Градировский и Борис Межуев". Где, кстати, Щедровицкий  говорит и о роли нижеупоминающихся Павловского и Чернышева, а сама беседа происходит в сентябре 2001-го, накануне !-го публичного выступления Путина о "русском мире" ).

Кстати, участник той беседы год назад вновь подтвердил вышеприведенное "восстановление контекста":

Спор о «Русском мире». 24 Сентября 2014.

Борис Межуев, политолог, философ, заместитель главного редактора газеты «Известия»

"...Я слышал о концепции и даже участвовал в ее разработке раньше, еще в 2000 году, это было самое начало президентства Путина.
Также в разработке идеи «Русского мира» в 2000 году тогда принимали участие Петр Щедровицкий, Ефим Островский и в какой-то мере Сергей Чернышев. И мой непосредственный начальник в то время — Сергей Градировский..."

========================================

И что же за грубаяая, но доминирующая сила могла всё порушить, со слов Градировского, оттолкнув методологов от любого их сердцу детища, - проекта "русский мир", к 2005-му и заставить замолчать?

Истина нам "приоткрылась" лишь в прошлом году чрез печально знаменитого в РФ Алексея Чеснакова: оказалось, что грубая сила, пугавшая Градировского, могла исходить от В.Ю.Суркова, начавшего в ту пору заниматься РМ по линии АП РФ.
Вот только про силу как-то не очень верится. Зачем она?
Насколько я понимаю, вопрос с РМ мог упираться лишь в выделение финансирования, которое, теоретически, способен был помочь обеспечить Сурков.  Только то. А вот по части идеологии я ничего нового у ВЮС не увидел.
Но версия интервью Чеснакова ещё и вызывает много вопросов, поскольку и коррелируется с ошибками Википедии о РМ, и не дает ответа на вопрос ни о Павловском (получается, "забывшем"
сотоварищей по проекту "Иное" и вопросам РМ), и не проясняет, почему реальное авторство концепта РМ  Чеснаковым даже и не упомянуто, а всё приписано Суркову и, отчасти, Павловскому.
Цитата из Чеснакова:


Только начало дискуссии. 20 Августа 2014.
В начале года «гарантом безопасности русского мира» открыто назвал Путина один из высокопоставленных российских чиновников. Да и сам президент не без симпатии рассуждал о «человеке русского мира» в ходе прямой линии.
Возможно, о базовой «скрепе» в государственной идеологии говорить преждевременно, но нельзя не отметить, что понятие это превратилось в весьма удобный инструмент объяснения мотивов власти как ее апологетами, так и ее оппонентами.
Поскольку активное употребление самого термина началось еще в период второго путинского президентского срока, «Актуальные комментарии» предложили ответить на несколько вопросов о причинах его появления и сегодняшнем всплеске интереса к нему директора Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, который в «нулевые» принимал непосредственное участие в популяризации идей русского мира.

- Вы хотите сказать, что термин «русский мир» обязан Суркову возвращением в политический оборот?

- Несомненно. Хотя на моей памяти первым, кто стал использовать этот термин в обсуждениях в Администрации, был руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский. Глеб Олегович к тому времени уже несколько лет выпускал в интернете «Русский журнал» и создал «Русский институт». В рамках этих двух форматов организовывались новые дискуссионные площадки, на постсоветском пространстве велся поиск интеллектуалов, издавались книги и т.д. Но это все происходило локально. Павловский предложил масштабировать эту работу. Предложение было вполне естественным, если учесть его давние дискуссии с историком Михаилом Гефтером на эту тему.

- Когда это произошло?

- На одном из совещаний у Владислава Юрьевича – это было в начале 2004 года – в связи с грядущими президентскими выборами обсуждали политический потенциал соотечественников, тех, кто ассоциирует себя с Россией и русской культурой. Павловский активно апеллировал к термину «русский мир». Сурков оценивал идею позитивно. Он увидел в ней серьезный потенциал и не только поддержал Павловского, но и сам впоследствии использовал термин в лекции о русской политической культуре.
Современную политическую культуру России он рассматривал непосредственно в контексте демократической трансформации русского мира.
Российская демократия неизбежно включает в себя «исторический фундамент национальной государственности», - отмечал он.

- Как из «русского мира» возникли гуманитарные и инновационные проекты?

- Вообще, понятие русский мир имеет как минимум две проекции. С одной стороны, мы подразумеваем всю многовековую русскую традицию, русскую историю, культуру и язык, которые сотни лет объединяли разные народы на всем пространстве Руси, Российской империи, СССР и нынешней России.
С другой – речь идет обо всех современных носителях русского языка и русской культуры, их идеях, конкретном жизненном укладе и даже общих мечтах.
Обе эти проекции соединимы. Нужно лишь обладать воображением и пытаться не консервировать, а развивать их. Думать о будущем.
Сурков, кстати, всегда подчеркивал, что речь должна идти и о том, какой образ будущего русского мира мы хотим сделать основой современной политики. Не увлекаться переписыванием надписей уставным шрифтом, а создавать новые образы будущего.
Идеи Суркова и Павловского тогда нашли поддержку у Путина. В 2006 году Путин впервые сам использовал это выражение. Для меня это не удивительно. У Путина, как у человека, прожившего часть жизни в Германии, у петербуржца, европейский взгляд на этот феномен, а не такой, как у московских квасных патриотов. Петербуржцы ведь всегда сидели на открытом подоконнике.

- В чем практически выражалось стремление застолбить фронтиры русского мира?

- Можете почитать выступления того же Суркова. Но идеология – это не только тексты, но и символические форматы..."
========================================


Сомнительно вышесказанное.
Хотя, если формально, то да,
в июле 2002 г. В.Ю.Суркову было поручена курация отдела по работе с соотечественниками за рубежом, созданным в рамках управления по внешней политике администрации президента РФ.


Справочно:В АП создано подразделение по работе с соотечественниками.

Но этот отдел (подразделение) был сокращен в процессе реформы на рубеже 2003 - 2004 гг.


Полагаю, что Сурков-Павловский-Чеснаков действительно могли вести кулуарные разговоры о "русском мире" в недрах АП, единственно у Чеснакова осталось странное восприятие прочтения Сурковым смысла термина "русский мир" в лекции о политической культуре, на которую он ссылается в интервью. Оно у Суркова, ИМХО, иронично-снисходительное. А не то, что видится Чеснакову. Вот, оттуда:

"...Идеализм - главное, что до сих пор поднимало и, видимо, будет поднимать русский мир на новые орбиты развития. Если же идеальная цель теряется из виду, общественная деятельность замедляется и расстраивается.  Русскому взгляду свойственна романтическая, поэтическая, я бы сказал, дальнозоркость. Что рядом - покосившийся забор, дурная дорога, сор в ближайшей подворотне - видится ему смутно. Зато светлая даль, миражи на горизонте известны в подробностях..."

А вот публично и сурово-ответственно из этого "клуба АП-кулуарщиков" про "русский мир" озвучил лишь Павловский, и то, лишь в 2006-м. И уже после выступления Путина о РМ в том же году. Что мигом было зафиксировано в умах и сердцах "исконных русичей". Вот, зам А.Проханова:


РУССКИЙ МИР. Владимир Бондаренко.  Завтра. 9 января 2007г.
"...И вот, наконец, в конце 2006 года из уст президента России мы услышали о "русском мире". О том, что он — типичный русский человек. Я не собираюсь боготворить слова президента, но они говорят об изменении идеологической политики России в целом.
Вслед за ним о русской политике и о русском человеке заговорил в своей передаче и Глеб Павловский.
Думаю, недалек тот час, когда мы услышим слова о "русскости" из уст Познера, Сванидзе, Соловьева..."

========================================

Вот 2006-й - это уже понятно, - работа с соотечественниками и РМ  в АП РФ была возобновлена весной 2005-го, с приходом в АП  Модеста Колерова (с марта 2005 по октябрь 2007 года МК – начальник Управления Президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами), о котором Чеснаков в интервью ничего не говорит (многие ассоциируют Колерова и Павловского, но даже о такой "связке" молчит Чеснаков, твердя искл. о Сурков-Павловском) .

Справочно: Назначение Колерова - 1, Назначение Колерова - 2, Назначение Колерова - 3.

А выдвижение Модеста Колерова в АП, как и стимулирование МИД в плане усиления "Росзарубежцентра", были связаны, представляется, в т.ч. и с ощутимыми поражениями РФ в работе с "русским миром" ближнего зарубежья - в Грузии и Украине к власти пришла весьма недружественная публика и требовалось усиление. Разговоры про "политический потенциал соотечественников" в 2004-м, применительно к президентским выборам, о чем рече Чеснаков в интервью,  в такой ситуации могли закончиться карьерной трагедией.


Из интервью (февраль 2005-го года) функционера, возобновившего и возглавившего работу с "соотечественниками" по линии "Росзарубежцентра" МИД РФ с 2005-го года, с тех пор и не прерывавшего контактов (судя по публикациям в СМИ) с М.Колеровым до наст.вр.:

"...Реформа государственного управления, которая началась у нас весной, очень серьезно ударила по организации работы с cоотечественниками.
Было закрыто управление в МИДе по работе с соотечественниками, была попытка воссоздания департамента по работе с соотечественниками, которая пока ни к чему не привела. Ничего реального нет.
В администрации президента на настоящий момент отсутствует отдел по работе с соотечественниками, который был раньше, и правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом не собиралась больше шести месяцев и вот в этот понедельник, 14 февраля, будет как бы ее первое заседание.
Все это вызвано не столько какой-то сменой позиции, мол, надо нам заниматься диаспорой или нет, сколько последствиями, как я считаю, непрофессионально проведенной реформы государственных институций.
Фактически была парализована работа не только комиссии по работе с соотечественниками, но и еще нескольких государственных комиссий другого уровня, которые точно также были парализованы
. Потому что любая реформа власти, это, в общем-то, удар по той же власти - пока эта реформа пройдет, пока наберут людей..."

========================================

А это уже уже в апреле 2005 г. как раз дискуссия там шла и про "русский мир".
Научно практическая конференция “Смена элит и выборы в странах СНГ и Балтии” 27.04.2005г.

"...К поражениям причисляют и неожиданные для Москвы перевыборы на Украине. Этот урок заставил пересмотреть политику отношений с бывшими советскими республиками.
«Смена элит - тема не проходная и не банальная», заметил, открывая конференцию, Модест Колеров, начальник Управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами и регионами России при Администрации президента РФ. «Это не частный фактор, а тот, который определяет содержание процессов, происходящих в СНГ и Прибалтике. Плюсы и минусы внешней политики учитывают этот базовый фактор. Раньше в риторике опирались на то, что у власти было поколение, которое сформировалось до 90-х годов. Сейчас эта ситуация в значительной мере изменилась, а вместе с ней произошла и смена моральных обязательств современной элиты»,пояснил М.Колеров..."

========================================

Так может, это Модест Колеров сотоварищи запугивали Сергея Градировского, не давая ему водить дискуссии о "русском мире" после 2005-го? - вернусь я к началу данного текста, - увы, не получается. Не враги это Градировскому были. Наоборот. Например на вышеупомянутой конференции (апрель-2005) в Президиуме вместе с Модестом Колеровым и МИДовцами восседал Юрий Громыко (как и П.Щедровицкий, один из первых и ближайших учеников отца-основателя игротехники - Г.П.Щедровицкого), а не только выступал с докладом. Так что и Градировскому в те места путь был не заказан. Было бы желание.

По удивительному совпадению, как раз на пер-д работы М.Колерова в АП РФ (2005 - 2007) приходится пик деятельности вполне открытой дискуссионной площадки весьма высокого уровня - Клуб «Красная площадь» группы «ИНТЕЛРОС» ("Интеллектуальная Россия", образована в декабре 2003-го года), ряд заседаний коего посвящался "русскому проекту", РМ etc.
В действительных членах этого клуба, как я писал ранее, можно узреть и Павловского, и Градировского, и много кого ещё.
И, разумеется, "мрачные тени В.Ю.Суркова и П.Г.Щедровицкого неоднократно витали посредь заседавших...едва ли не в обнимку".  Так что Чеснаков пишет ахинею (про авторство). Равно как и Градировский (про историю вопроса), явно страдающий амнезией, и бредящий о "грубой силе - 2005", свернувшей дискуссию о РМ ("русском мире").
Модест Колеров, между прочим, являлся членом экспертного совета «ИНТЕЛРОС» 2001/2003 и 2003/2004.


=====================================================
Касаемо же сопричастности В.Ю.Суркова к вводу в в публичный оборот термина "русский мир", то есть и иная версия, отличная от предложенной Чеснаковым. Она базируется на факте подсовывания Путину тезисов о РМ к 1-му Конгрессу соотечественников (2001-й год). Сурков (а также Громов, Говорун и др.), по-слухам были причастны к курации т.наз пресс-клуба "Четыре стороны", в недрах коего и вызревали коварные тезисы выступления Путина о РМ в 2001-м (как утверждает человек, наз. себя сопричастным к тем материалам).


Ранее по теме:

Когда стартовал проект "русский мир" на практике и про неувязочку с цифрами соотечественников
К вопросу о приватизации русского языка и русских (а, может, и не только) вообще -3.
К вопросу о приватизации русского языка и русских (а, может, и не только) вообще -2.
К вопросу о приватизации русского языка и русских (а, может, и не только) вообще.

Tags: "Четыре стороны", АГЛ, Вавра, Говорун, Громов, Колеров, Полоскова, Путин, РБ, РПЦ, РФ, Русский мир, СССР, Сурков, Трубецкой, Украина, Хаусхофер, Щедровицкий, методологи, секта, триединый народ, форсайт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments