?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из лекции д.э.н. Березкина Ю. М., участвующего в методологическом движении с 1988 года, (профессора, зав. кафедрой финансов Байкальского государственного университета экономики и права, действительного члена РАЕН) поводу того, что собой представляет деятельностная методология, которая была порождена в Московском методологическом кружке.

"...Между прочим, все то, что дается в школах и в вузах, на самом деле людям не нужно, вообще, не нужно для жизни. Просто не нужно! А то, что нужно, ничего не дается, просто, в принципе не дается. И так во всех областях.

Я, теперь уже не сегодня, наверное, а в следующий четверг, буду говорить о принципиальных отличиях этого методологического подхода от других интеллектуальных течений. И вы увидите, во всяком случае, я постараюсь показать, что мы на самом деле живем в мире, который мы не видим. В нас вдолбили такую чушь!




Из зала – А мы уже – третье поколение, которое даже основателей в глаза не видели…

ЮБ – Вот это вот и есть проблема, это подлинная проблема. Как сделать так, чтобы этот инструментарий, эти наработки культивировались? У Петра (Щедровицкого) один заход, такой цивилизованный заход, так же, как наука перекладывается на культурные носители, и дальше просто через программы обучения подобных начинают строгать научных ученых.

Как сделать то же самое с методологической оспособленностью, когда нужно передавать инструменты? Не знания, а именно инструменты и способы работы с этими инструментами. Причем самыми разными – финансовыми инструментами, технологическими инструментами, управленческими инструментами, инструментами организационными, всякими разными другими.

Нынешняя школа, я про это в прошлый раз говорил, просто в принципе не готова и не способна на это, даже чисто организационно. Вот эта классно-урочно-предметная система, она просто на корню это либо губит, либо вообще не пускает сюда. Нужно что-то другое.

Разные люди по-разному это пытаются сделать. Я по-своему, насколько могу, Зинченко по-своему. Тот же самый Петр, проводя эти свои «Семейные игры» и сюда приглашая людей, по-своему. Попов, например, считает, что нужно вырабатывать систему тренингов, и он пропускает определенный народ через это. В общем, на самом деле достаточно много людей к этому прикоснулось. Были такие оценки, что не менее 100-150 тысяч. То есть каждый тысячный в стране, так или иначе, к этому прикоснулся. Понятно, что этого недостаточно, но эта проблема на самом деле нерешенная еще.

Я думаю, что если дальше Фурсенко будет министром образования, я думаю, что он прихлопнет эту систему с ее классно-урочно-предметной формой обучения, которая себя полностью изжила. Она совсем для другого в XV веке вырабатывалась. Она сейчас совершенно непригодна. То, что мы читаем на лекциях, даже если сильно умно и красиво читаем, это просто совершенно бессмысленно, просто абсолютно бессмысленно, поскольку всегда можно тексты прочитать самому. А то, что нужно, обучение, например, как организовать свой бизнес, как сделать его конкурентоспособным, как подобные вещи делать – это просто вообще ни в какие ворота не лезет, вот сюда точно не лезет. И эту систему обучения точно прихлопнут...."


Ну и т.д. и т.п.
Вперёд! От университетов к бизнес-ПТУ (МВА).  Причём, совершенно безальтернативно.
Да-да! Не так, чтобы кому нужно сформировать глубокую систему знаний - в университет, кому не надо - в ПТУ (хоть бизнес, хоть методологическое), 
а чтобы всех с измальства насильственно кормили этими чудо-знаниями, которые за тысячелетия истории так и не привились человечеству (а сформировалась и ненавистная методологам урочно-предметная образовательная система, и набор научных дисциплин). Тоталитарно всех туда макать.
А знаете почему так считает Берёзкин?
Он хочет, чтобы все были счастливы (как он) и все познали эту благодать


Эта лекция - эпизод печальной и поучительной истории про когда-то полноценного и адекватного члена общества (причём диагноз неадекватности выставляла его, тогда ещё, супруга - они развелись).

С началом же трагедии можно ознакомиться, к примеру, тут (и оценить накал страстей Иркутска той поры).
Игротехника от Щедровицкого до Ходорковского. Валерий Лебедев, который повествует вот о чём:

"...Я участвовал в этой игре в Иркутске в феврале 1989 года. И вывод о “будущей истории советов — вплоть до их насильственной отмены” и даже вплоть до отмены самого СССР как раз прозвучал в моей большой трехчасовой обзорно-установочной лекции на той самой игре, в которой принимало участие также и руководство Иркутской области (в том числе — партийное). Хотя я этот вывод делать не планировал. И грядущего такого не хотел. Само получилось. Это ж была игра. Нечто не всегда предсказуемое.

Да, была зима начала 1989 года. Иркутск. Мороз 30 градусов, Ангара дымится белым паром. До водораздельного августа того же года, когда в “Новом мире” были напечатаны избранные главы “Архипелага ГУЛАГ” еще 7 месяцев. Никто еще не отменял (и даже не помышлял об этом) 6-ю главу “брежневской Конституции” от 1977, повествующей о направляющей и руководящей роли КПСС в советском обществе.
В центре Иркутска в большом дореволюционном здании Городской Думы идет организационно-деятельностная игра с депутатами и кандидатами в Областной совет. Само собой, присутствует и участвует областное советское и партийное начальство. Игра с самого начала снимает идеологические и политические опасения. И ограничения.
Когда подошел к революции, зал, что называется, затих. А до того он периодически взрывался смехом. Наблюдалось также неоднократное “оживление в зале”. Я вкраплял в говорение эпизоды из Всемирной истории в издании Сатирикона, анекдоты и всякие шутки.....

Закончил я тем, что в истории России каждая эпоха отрицает предыдущую и начинает историю с себя. Россия чем-то напоминает рака. Напрягается внутри, набычивается (рак — набычивается?), трах — панцирь лопается, пока новый покров затвердеет, рак немного подрастет. До следующей хитиновой революции.
Увы, сказал я, сброс нынешнего хитина, даже столь любимых нами Советов депутатов трудящихся, куда ныне стремятся присутствующие здесь кандидаты в депутаты, неизбежен. Более того, столь же неизбежен распад и всего Союза Советов.
Слишком много накопилось напряжений, для снятия которых в истории России не наработано иного механизма, кроме сбрасывания всей оболочки.


Вот тут-то и настала мертвая тишина. Если бы летела муха, то было бы слышно. Но откуда зимой в Иркутске мухи? Посему тишина была полной.
Через минуту встала решительная дама, по виду партийная функционерка, но из продвинутых.
Она сказала так:
Мы думали, что Лебедев — достойный человек, он тут раньше делал дельные или смешные добавления. Но после этого доклада, после того, что мы сейчас услышали, мы видим, кто он на самом деле. Только огромное терпение и дружелюбие иркутян позволят ему выйти живым из зала

(это — цитата, ибо весь ход игры всегда записывался устроителями на магнитофон для целей отчета).

Встал довольно бледный Попов и стал ее урезонивать, сказав, что ныне перестройка и гласность, и что вообще речь шла об истории и методологии, а не о программе политической и революционной борьбы, и вообще все говорится только в рамках игры, а не реальности. В процессе игры вы еще и не такие фантазии услышите, — как бы успокоил он зал. В общем, обошлось. Все-таки это было хоть и начало, но 1989 года, а не конец 1952-го.

Та лекция, пожалуй, была лучшая за всю мою жизнь. По накалу, по чрезвычайно острой экзистенциальности переживания исторического времени..."


Что Лебедеву-лектору тогда? Покрасоваться перед аудиторией...  рассказать (89-й год!) о том, что распад СССР неизбежен (как тут не вспомнить методолога Левинтова, вернувшегося после продолжительного турне по США и ныне натаскивающего молодых управленцев в РАНХиГС, с его сакраментальным: "...Считаю, что конец Советского Союза – заслуга в большей степени ММК и ГП с учениками, чем ЦК и Горбачева....").

А та игра не прошла даром для неустойчивой психики некоторых иркутян...
Рассказывает уже Берёзкин Юрий Михайлович. Сам, о себе, о методологии в его жизни:

"...Шла весна 1988 года. На улице ярко светило солнце. Звенела капель. Мне только что исполнилось 40 лет. За спиной был престижный Новосибирский университет, который я окончил в 71-м по модной тогда специальности «экономическая кибернетика». Была уже давно защищена кандидатская диссертация. Меня приняли в партию и назначили завлабом. Причем, лабораторию разрешили создать из друзей, как и я – фанатиков от науки. В стране во всю бушевал «ветер перемен». Жизнь казалась полностью состоявшейся, и ничто не предвещало того, что со мной стряслось буквально через месяц.

Я сидел в своем кабинете и «вымучивал» текст «Концепции развития города Иркутска на период до 2000 г.». Это был важный заказ горисполкома.
Вдруг в дверь моего кабинета постучались. Вошел молодой человек. Представился: Марк Меерович, иркутский архитектор. Сказал, что слышал о работе над Концепцией и хотел бы помочь в ее создании.
Я спросил: «Чем?»
Ответ был совершенно неожиданным: съездить на оргдеятельностную игру в Набережные Челны
, которая должна состояться через неделю как раз по интересующей меня тематике. И сказал, что проводить мероприятие будет сам Г.П. Щедровицкий...

Помню в деталях свою встречу (точнее, стычку) с Георгием Петровичем в первый же день игры. Он делал установочный доклад...
Я сидел в середине зала, где было еще примерно 150 человек, и медленно «закипал». Наконец, не выдержал и крикнул докладчику, что с его тезисами не согласен.
До сих пор помню, как ГП «выстрелил» в меня своим пронзительным взглядом, от которого побежали мурашки.
Он повернулся в мою сторону и неожиданно мягко спросил, в чем и почему я не согласен?
На мои уверенные слова, что «вот придет рынок и все будет, как в любой цивилизованной стране», он не стал возражать, а сказал, что всё это мы подробно обсудим во время игры, и пожелал мне активно отстаивать свою позицию.
Я был окрылен и с головой погрузился в игру...
И когда я ехал домой, был уже твердо убежден, что мне посчастливилось познакомиться с величайшим (из всех, кого я знал) ученым современности.

В Иркутске я собрал сотрудников лаборатории и торжественно объявил, что отныне работать будем по-другому и над другими проблемами. Встретив недоуменные взгляды друзей-коллег, стал восторженно рассказывать об игре.

Однако чем дольше и обстоятельней говорил, тем прочнее вставала стена непонимания между мной и моими подчиненными. Еще несколько попыток проведения «методологического ликбеза» в лаборатории кончились тем,
что все до одного сотрудника написали заявления о выходе из лаборатории. Я оказался «ротным без роты».

Мои друзья от меня отвернулись и перестали даже здороваться, когда окончательно убедились, что я «для науки пропал».


Но даже это меня не «образумило». Я стал посещать иркутский методологический семинар, которым руководил Марк Меерович. Стал запоем читать методологические тексты, отпечатанные на машинке, которые мне давал Марк. Был на вершине счастья, когда узнал, что в Иркутске намечается уже в ближайшее время Байкальская экологическая экспертиза в форме ОДИ, которую должны были проводить ученики ГП – С.В. Попов и П.Г. Щедровицкий.

Все, что меня раньше интересовало, перестало занимать. Я просиживал за методологическими и философскими текстами, магнитофонными записями с разных игр чуть ли ни сутками.

Всё это, разумеется, не оставалось незамеченным, прежде всего, со стороны парторганизации. И хотя мой непосредственный начальник Г.И. Фильшин старался не форсировать события и даже разрешал ездить на очередные игры (за что я ему благодарен), тучи над моей головой постепенно сгущались.

Когда же по нашей с Марком инициативе горисполком согласился обсудить Концепцию города Иркутска на оргдеятельностной игре (её провел в феврале 89 г. С.В. Попов - об этой игре и рассказывал Лебедев),
а она кончилась полным разгромом концепции, назревавший почти год конфликт с начальниками всех уровней стал неизбежным.

В конце концов, на очередном партсобрании, где меня собирались в очередной раз «прорабатывать», я бросил на стол партбилет и ушел.

Затем уволился из Отдела региональной экономики и, вообще, ушел (как я думал, навсегда) из науки.

Даже с женой развелся, поскольку она тоже стала считать меня сумасшедшим.

Но продолжал ездить на игры ГП (игротехником) и Попова («методологизированным экспертом»).


Продолжал мучительно (и далеко не всегда успешно) осваивать методологические способы работы. Активно участвовал в местном методологическом семинаре, а также в подготовке целой серии игр, которую Сергей Валентинович провел в 1989–90 гг. в Иркутске и его окрестностях. Даже набрался наглости и провел сам (вместе Марком Мееровичем, Иваном Лисовым, Алексеем Ганом и другими иркутскими учениками ГП) игру по проблемам ЖКХ Иркутской области. Опыт оказался неудачным и больше я таких попыток не делал.

Теперь, оглядываясь на то «героическое время», я отчетливо осознаю, что не будь встречи с ГП в 1988 г., жизнь моя сложилась бы совершенно иначе....."



Ну что ж.... полагаю, что он (Берёзкин) нынче по-своему счастлив....
Был человек-человеком, а теперь - методологический продукт серии "овощ". Человек с частичной деструкцией сознания.
Не критично относящийся, не контролирующий одну из зон (методология), в отношение которой внедрена эмоциональная компонента слепого обожания всего, что с этим связано.

Обожания вне зависимости от позитивного результата в реальной жизни, которого нет. А есть лишь одна деструкция - разрушение всего ранее созданного.
Такая операция на сознании не только в "методологии секты Щедровицкого" производится, но и в  НЛП, ряде других психопрактик, да и во всех тоталитарных сектах. Или в некоторых западных университетах...


Полный текст лекции Берёзкина "Краткий экскурс в историю ММК" тут:
http://www.intentio.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=93:matexkurs&catid=2:catwhats&Itemid=8
(увы, сам он её почему-то постеснялся выложить)

Сайт Берёзкина (очень информативный, в т.ч. и др. лекции) тут:
http://berezkin.info/

Меерович Марк Григорьевич (вовлекший Берёзкина в секту) для фонда Г.П.Щедровицкого:
http://www.fondgp.ru/gp/personalia/1970/20






Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
Jan. 10th, 2013 05:39 am (UTC)
Ху из мадам Мизулина или при чём тут форсайт "Детство-203
Пользователь yesoono сослался на вашу запись в записи «Ху из мадам Мизулина или при чём тут форсайт "Детство-2030" и тоталитарная секта.» в контексте: [...] роль слепого орудия (как описанный мною Берёзкин Ю.М. [...]
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Counter






Rambler's Top100










Google+














HotLog








Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner