?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давеча народ удивлялся, что Высшая Школа Экономики "всплыла" в связи с реформой образования.
Я же удивился таковой реакции, думая диаметрально противоположно:
почему об этом никто не говорил раньше, а все обрушивались только на Фурсенко, Ливанова и МинОбрНауки.
Да и с печально знаменитым форсайтом "Детство-2030" звучала немного странная мне адресация упрёков



Гуляя по сети я напоролся на объявление и тут же восхитился продвинутостью смоленских рекламщиков:

Форсайт Реклама 2030.
Аналитическая сессия по формированию сценария развития рынка рекламы до 2030 года.
Место проведения: г. Смоленск, пр-т Гагарина, 56, СПЭК, библиотека.
Дата и время проведения: 8 декабря 2012 года, 10:00-15:00.
Подробности - в информационном письме.


Тут частичное извлечение из этого "инфрмационного письма":

Примеры Форсайтов

1. Отраслевой форсайт: «Детство-2030»
Организатор: Благотворительный  фонд поддержки молодежных инициатив «Мое Поколение».
Результат: http://detstvo2030.ru

2. Комплексный форсайт: «Форсайт 2050. Будущее началось»
Задачи: создание открытой площадки для свободной циркуляции форсайтов, их обмена и обсуждения.
Цель: вовлечь в обсуждение и моделирование образа будущего.
Организатор: Университет «Синергия». (более 35000 студентов, 400 аспирантов, 657 специалистов)
Руководитель экспертного сообщества: Роберт Александрович Шлегель.

3. Отраслевой форсайт: «Модернизация экономики России»
Задачи: выявить главные приоритеты для модернизации российской экономики.
Организатор: Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
Результат:
Журнал НИУ ВШЭ "ФОРСАЙТ", 2011, т. 5, № 2, с. 48–56. Шашнов С. А., Позняк А. Ю. Научно-технологические приоритеты для модернизации российской экономики.

6. Отраслевой форсайт: «Образование 2030»

Организатор: группа Метавер совместно с проектом Intel "Обучение для будущего", венчурным фондом "Начинай", Opera Software, МАН "Интеллект будущего", МИЭМ, ГК Прогрессор, FuturoTok.
Задачи: описание трендов, выявление стратегических развилок, выработка конкретных предложений по подготовке проектов законодательных актов.
Результат:  http://metaver.ru/2011/edu2030/
(К картам существуют два приложения: с материалами аналогичных форсайтов (сильной и комплиментарной нам работы Алины Радченко "Детство 2030" (впечатления слушателей на презентации), ряда технологических форсайтов.)

=====================================================================

Ну и т.д. В этой связи несколько ремарок:

1. Упомянутый в инфописьме "смоленских рекламщиков" «ФОРСАЙТ» – научный журнал,
выпускаемый Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики" (НИУ ВШЭ).

"...Миссия журнала – поддержка формирования культуры Форсайт-исследований в России посредством распространения лучшей российской и зарубежной практики в области разработки стратегий инновационного развития, а также создание профессиональной площадки для обсуждения тенденций и политики в сфере науки, технологий и инноваций..."

В Редакционный совет журнала, помимо прочих, входят:
Белоусов Андрей Рэмович - Министр экономического развития Российской Федерации, д.э.н., профессор,
Клепач Андрей Николаевич - Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, к.э.н.,
Ковальчук Михаил Валентинович - Директор РНЦ «Курчатовский институт», д.ф.-м.н., профессор, член-корреспондент РАН.

2. Одним из основных направлений научных исследований вышеупомянутого ИСИЭЗ является "Долгосрочное прогнозирование (Форсайт) и определение приоритетов научно-технологического, инновационного и социально-экономического развития на федеральном, региональном, отраслевом и корпоративном уровне".
Для реализации чего в недрах ИСИЭЗ НИУ ВШЭ работает:
Международный научно-образовательный Форсайт-центр;

создан в 2006 г. в рамках реализации Инновационной образовательной программы НИУ ВШЭ
как структурное подразделение Института статистических исследований и экономики знаний в связи с возросшим интересом к проблемам средне- и долгосрочного прогнозирования экономического и социального развития с использованием методологии Форсайта.


Форсайт-центр наследует более чем десятилетний опыт сотрудников Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ по проведению Форсайт-проектов, в том числе по формированию системы долгосрочных приоритетов научно-технического и инновационного развития на федеральном, отраслевом и региональном уровне.

Сотрудники Форсайт-центра имеют сертификаты программ методологии Форсайта международных и зарубежных организаций, в т.ч. UNIDO Training Programme on Technology Foresight; Annual PREST Foresight Training Programme; APEC Foresight Training Programme, и др., регулярно участвуют в международных семинарах и конференциях, представляют Россию в ряде международных рабочих групп.
И, кроме того,

Цель создания Центра:  Содействие реализации региональной программы ЮНИДО по технологическому Форсайту для стран Центральной и Восточной Европы и СНГ.

18 и 19 октября 2012 года Высшая школа экономики и Организация экономического сотрудничества и развития провели международную конференцию «Форсайт: инновационные ответы на глобальные вызовы». О форуме и его итогах рассказывает директор Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Александр Соколов.

С текущими и завершёнными официальными форсайтами Центра можно ознакомиться тут (включая источники финансирования).

3. Имя печально знаменитого Форсайт-проектом "Детство-2030" президента Международной методологической ассоциации (ММАСС) Попова Сергея Валентиновича неразрывно связано с командой расформированой (где-то) в 2006-м году структуры всё той же Высшей Школы Экономики - Институтом корпоративного предпринимательства,
в котором с ним бок-о-бок трудились такие широко известные общественности люди, как Чернышёв Сергей Борисович, Павловский
Глеб Олегович, Глазычев Вячеслав Леонидович, Генисаретский Олег Игоревич, Щедровицкий Пётр Георгиевич (сын Щедровицкого Георгия Петровича, основателя российской школы методологов и игротехников, учителя Сергея Валентиновича).

Они же в начале "нулевых" громко отметились на ниве отечественного образования:

"...Учредителями Программы "Русский университет/ Революция управляющих" выступили крупные российские ученые, предприниматели и общественные деятели - авторы ряда проектов в сфере подготовки управленческих и предпринимательских кадров. В 2001 году они приняли решение объединить свои усилия в рамках Программы "РУ/ РУ".
Основная цель программы - сконцентрировать ресурсы гражданского общества на скорейшей ликвидации разрыва между действующей системой образования и реальными потребностями бизнеса, государства и общества в кадрах молодых управленцев, руководителей и предпринимателей...". (досье прилагаются).


Так что те, что считает, что месье Попов вынырнул не пойми откуда, глубоко заблуждаются.
Кстати, тут Попов С.В. сам о себе, о ММАС, о "разном" (кому интересно).
Тут его бывший колега Сергейцев "Проблема реализации и судьба игропрактиков (Заметки о ШКП и ММАСС)"


Равно как не правы и те, кто думал о том, что образование ранее было вне зоны внимания Попова.

Кстати, я совершенно не понимаю и того, почему с именем Попова (применительно к ОП РФ) связывают только один проект. Нет, ММАСС практически параллельно реализовывало 2 проекта:
Проект "Школьная альтернатива С.Черникова" был инициирован Сергеем Юрьевичем Черниковым совместно с Общественной Палатой Российской Федерации, и был направлен на формирование альтернативы современной российской школе – создания среды, способствующей становлению детей.
Нравственно ориентированный аки социально ответственный бизнесмен Черников, к слову, был в те времена (как и небезызвестный Е.Юрьев) членом ОП созыва 2008-го года,
где и работал в Комиссии по образованию и науке под руководством вышеупомянутого члена Редакционного совета журнала "ФОРСАЙТ" НИУ-ВШЭ (и не только) Михаила Ковальчука.


И ещё. Полагаю, что  совершенно не случайно и презентация "Детства-2030", и последующие доклады проходили именно в ВШЭ:

Презентация проекта "Детство" Высшей школе экономики
31 марта 2009 г. в Высшей школе экономики состоялась презентация первого в России общественно-политического Форсайт-проекта  “Детство-2030”
Презентация была проведена в рамках семинара “Актуальные исследования и разработки в области образования”. Тема новых подходов в образовании занимает большое место в проекте.
По словам Исаака Фрумина, проректора ГУ-ВШЭ, старшего специалиста в области образования Мирового Банка, “работа с будущим – одно из направлений научной мысли. Задача проекта “Детство 2030” – указать точки принятия решений до 2030 года в отношении наших детей, в том числе, и в сфере образования”.


Кто угрожает детству?
26 апреля 2011 года состоялся очередной совместный семинар Института развития образования ВШЭ и Экспертной группы № 8 по обновлению Стратегии — 2020 «Новая школа».
Обсуждались «вызовы российскому обществу и школе со стороны детства».С докладом «Вызовы современному российскому обществу и школе со стороны детства» выступил президент Международной методологической ассоциации Сергей Попов. В докладе были представлены основные выводы форсайта «Детство-2030»....
...Выступавший в качестве дискуссанта Научный руководитель Института развития образования (ИРО) ВШЭ Исак Фрумин ...Профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Катерина Поливанова.... Ректор МВШСЭН Анатолий Каспржак...  Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ИРО ВШЭ Татьяна Абанкина ...


Такая вот вам и Высшая Школа Экономики разносторонняя:
и форсайты в ней, и образование (о чём продолжу).








Comments

( 11 comments — Leave a comment )
livejournal
Dec. 14th, 2012 11:28 pm (UTC)
Форсайты, форсайты, кругом одни форсайты. И ВШЭ.
Пользователь rjadovoj_rus сослался на вашу запись в записи «Форсайты, форсайты, кругом одни форсайты. И ВШЭ.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Форсайты, форсайты, кругом одни форсайты. И ВШЭ. [...]
livejournal
Dec. 15th, 2012 01:26 am (UTC)
Форсайты, форсайты, кругом одни форсайты. И ВШЭ.
Пользователь volimir сослался на вашу запись в записи «Форсайты, форсайты, кругом одни форсайты. И ВШЭ.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Форсайты, форсайты, кругом одни форсайты. И ВШЭ. [...]
alex236
Dec. 15th, 2012 07:31 am (UTC)
Нужно проводить альтернативные форсайты и конференции, посвященные детству и детям. Иначе поучится, что только у ювеналов будет свое видение проблем развития ребенка в будущем.
eugen1962
Dec. 15th, 2012 09:48 am (UTC)
Это почему так? :)
"...Иначе получится, что только у ювеналов будет свое видение проблем развития ребенка в будущем...."

Форсайт - это лишь один из методов.
К тому же, основан на принципах игротехники (как ни крути) и, к тому же, предполагает устранение ограничителей, особенно моральных, снятие табу... "дабы проявить неискажённое будущее и увидеть его".

В идеологической основе всё то же "вольтерьянство", течение либерализма, одна из форм неолиберализма.
Соул, в своих "Ублюдках Вольтера" говорил об этом, просто слово "форсайт" (да и не только оно) там не звучит.
Опять же, исходя из принципа и логики процессов, форсайт не может быть локален, изолирован, а должен обязательно укладываться в глобальную канву.

Кстати, применительно конкретно к семье и детству, примерно в том же русле, что и Вы (по-сути) предлагаете, идут гомосексуалисты (активисты ЛГБТ-движения), снимая ограничители и формируя "счастливое будущее", в котором над субъектом (особенно ребёнком) не довлеют догмы и табу, равно как и архаичные традиции "отсталых стран".

Не все в этом мире глобалисты и неолибералы, камрад, не все.
Тут надо или крестик снимать (используя неолиберальные методологии и ведя себя соотв.) или трусы одеть (не применяя то, что делает тебя неолибералом).




Edited at 2012-12-15 09:50 am (UTC)
alex236
Dec. 15th, 2012 11:36 am (UTC)
Re: Это почему так? :)
Возможно, метод форсайта в данном случае и не оправдан, но проблема детства и контакта поколений сегодня стоит очень остро. При всем своем желании мы не сможем повторить ту семью, которую мы называем традиционной. В крестьянской семье подростки работали вместе с родителями и быстро усваивали их стиль поведения, то есть те самые традиции. В нынешнюю информационную эпоху в рабочие дни даже в хороших семьях ребенок контактирует с родителями в лучшем случае 2 часа в сутки, все остальное время он проводит либо в компании сверстников, либо в социальных сетях. В итоге у подростка развивается отторжение к стилю поведения родителей и возникает конфликт поколений. Многие молодые люди начинают понимать своих родителей только после того как сами становятся родителями. Но к тому времени эти молодые люди уже являются вполне зрелыми личностями, у которых стереотипы поведения не совпадают с родительскими. Один из сторонников неолиберальных взглядов однажды мне, интерпретируя Фромма, по-дружески сказал: "Ты бежишь от свободы, но твои дети будут её пить с особой жадностью". Возможно он прав, я не знаю, но проблема есть, и её следует обсуждать серьезно. Каким образом в условиях большого города в наше время можно сохранить контакт и преемственность поколений, то есть живую традицию.
eugen1962
Dec. 15th, 2012 11:57 am (UTC)
Re: Это почему так? :)
"....Один из сторонников неолиберальных взглядов однажды мне, интерпретируя Фромма, по-дружески сказал: "Ты бежишь от свободы, но твои дети будут её пить с особой жадностью"...."

Я не даром выше сказал про гомосексуалистов - это один из их стержневых тезисов и я часто его слышу. Надо и Вам такое алаверды приятелю сделать. :)

А, насчёт свободы и её определений разных (Бискмарка, Гавела и т.д.), - это длинный разговор. Я же сразу сказал про "вольтерьянство" - там своё понимание свободы, с моим, в частности, не совместимое. Разные взгляды на социальное устройство.
Есть в мире вещи, о которых не возможно договориться. Только размежеваться.
Соул это очень хорошо разбирает. Лучше всех остальных наших современников.

Родителей, старшее поколение вообще во все времена начинали понимать только с возрастом, обычно сами становясь родителями, да. Тут нет никакой новеллы.
Отцы и дети, к примеру, вон когда Тургенев написал. И он - не первопроходец.
А то, что в нынешней суете многие родители не уделяют детям ДОЛЖНОГО внимания - несомненно.
Вот в этом вижу корень зла. Один из основных, если не главный.
annatubten
Dec. 15th, 2012 06:17 pm (UTC)
Re: Это почему так? :)
Вот еще немного про ВШЭ:

http://netreforme.org/news/hronika-reformyi-obrazovaniya-put-v-ni-2/

http://www.eduhelp.info/page/kuzminov-iniciator-skandalnyh-obrazovatelnyh-reform

А на компанию "Метавер" я обратила внимание еще пару лет в связи со Сколково.
Только жаль, я не нашла материалов про то, кто начал ВШЭ, на какие деньги и оплачивал реформу образования. А есть в сети интереснейшая информация на эту тему, чтобы не обольщаться насчет того, на что направлены эти форсайты.
eugen1962
Dec. 15th, 2012 06:32 pm (UTC)
Re: Это почему так? :)
О! Хорошие статьи. Спасибо. :)
Но, на самом деле ребята немного неоттуда зашли. Я напишу про образование коротенько вскорости.
Не спешите.
Сначала рассмотрите про форсайты (и не только!) этот мой материал.
Не уверен, что Вы освоили весь массив ссылок, которые тут приведены. Он огромен, даже для меня. :)
И про Метавер тут очень много. Разумеется и Сколково, и Фонд Потанина и т.д. и т.п. Через их сайт выход на море ссылок.

Да, я правда не понял Вашей фразы:
"...Только жаль, я не нашла материалов про то, кто начал ВШЭ, на какие деньги и оплачивал реформу образования. А есть в сети интереснейшая информация на эту тему, чтобы не обольщаться насчет того, на что направлены эти форсайты..."
Известно же, на какие гранты ВШЭ создавалась, не секрет.... в чём вопрос?
Ну а реформа образования - это бюджет платил и платит, о чём Вы?
livejournal
Dec. 15th, 2012 02:47 pm (UTC)
Форсайты, форсайты, кругом одни форсайты. И ВШЭ.
Пользователь sokura сослался на вашу запись в записи «Форсайты, форсайты, кругом одни форсайты. И ВШЭ.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Форсайты, форсайты, кругом одни форсайты. И ВШЭ. [...]
annatubten
Dec. 16th, 2012 10:56 am (UTC)
реформу образования МВФ и пр. спонсировали отдельно. Есть где-то данные прямо по суммам и по годам. С форсайтами я разберусь, но чуть позже, т.к. требует тишины и времени.
eugen1962
Dec. 16th, 2012 12:43 pm (UTC)
хороший вопрос! :)
Есть данные, конечно.
Только не МВФ в реформе образования главный (и был и есть), а Всемирный Банк.
Вот его нынешний замечательный представитель (возглавляет профильную миссию ВБ в РФ с 1999 г.),
Фрумин Исак Давидович
Кстати,
Исаак Фрумин:
«Это очень здорово, что мы в последние пару лет, в том числе, благодаря пионерскому форсайт-проекту, вытащили сферу обсуждения детства из довольно узкого круга психологов, культурологов и врачей в такой больший социальный контекст. Потому что доля исследования детства у нас существенно ниже, чем в развитых странах.»
http://2010-2030.ru/day_theme/746/
Материалов масса. Тема интересная. ;)

Расписал чуток:
http://eugen1962.livejournal.com/126778.html

Edited at 2012-12-16 09:05 pm (UTC)
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Counter






Rambler's Top100










Google+














HotLog








Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner